Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Иван Скадовский (30 мая 1874, город Херсон — 23 ноября 1937, город Турткуль). Его отец Георгий - богатый херсонский помещик, хорошо образованный, деятельный, вёл огромное (15 тысяч десятин) хозяйство. После революции, в 1918 году, Иван Георгиевич стал священником. Отца застрелили на пороге усадьбы. О. Иоанн служил в соборе Херсона, но ушёл оттуда, когда власть в храме захватило духовенство, взявшее курс на "компромисс" с Советской властью. Советская власть своеобразная, она под "компромиссом" понимает то, что в старину на Руси называлось "полное холопство". Тут целованием барина в плечико не отделаться. В 1926 г. Скадовский попал на Соловки, правда, пока гостем - он приехал навестить заключённого туда архиеп. Херсонского Прокопия. Через два года приехал ещё раз, но уже порядки ужесточились, не допустили. С 1927 года Скадовский служил тайно, по той же же самой причине. Власть стала жёстче. Компромисс был заключён новый, правда, в основном теми же людьми, которые и в начале 1920-х годов предпочитали, чтобы сажали других, а не их. В конце 1929 года о. Иоанна как противника курса митр. Сергия Страгородского и, соответственно, курса Советского власти арестовали в первый раз. На допросе он показал:

"Советскую власть считаю властью богоборческую, властью сатанинскою, которая послана людям за их грехи. Всякие мероприятия советской власти, имеющие целью перекроить жизнь на новых началах, я не одобряю и отношусь к ним отрицательно, поскольку они идут вразрез с моей христианской идеологией. Так я отношусь отрицательно к коллективизации, к пятидневке, ликвидации кулачества как класса и тому подобному. Эти свои взгляды я высказывал в частных беседах верующим… За период с 1928 по 1930 год мною было получено из различных источников значительное количество анонимных посланий религиозно-политического характера, в которых трактовался вопрос об отношении к советской власти и ее мероприятиям, касающихся Церкви. В 1926 году я ездил в Москву с целью получить свидание с архиепископом Прокопием. В 1928 году я ездил в Кемь для свидания с архиепископом Прокопием, но неудачно, так как свидания не получил. Моя жена Екатерина Скадовская ездила к архиепископу Прокопию в Обдорск в 1928 году и в 1930 году, чтобы передать ему облачение и посылки. На обратном пути, где-то около Тобольска она была арестована, и я с ней с тех пор больше не виделся".

В январе 1931 г. о. Иоанна арестовали второй раз и приговорили к пяти годам каторги. В 1933 г., правда, с каторжных работ (в Вишерском концлагере) отправили в ссылку в Камышин. 2 октября 1934 г. арестовали вновь, вместе с еп. Прокопием. Сохранились протоколы допросы Скадовского, только верить им трудно. Следователь явно пытался представить священника ярым монархистом, который хотел свергнуть советскую власть. К тому же, если верить протоколам, о. Иоанн себя ещё и сторонником теократии объявил, а это немножечко несовместимо с монархией, только невежды это часто путают. Голос священника можно, скорее, различить в критике монархии, которая прозвучала на одном из допросов: Скадовский помянул такие издержки самодержавия как "подчинение государству церкви, погоню представителей государственной власти за личным благополучием в ущерб благосостоянию масс, падение национального русского духа и т. д." Полвека спустя таких трезвых монархистов не найти. Своим идеалом Скадовский назвал "государство древних евреев, с его царями и пророками".

Через полгода еп. Прокопия и о. Иоанна отправили в ссылку Каракалпакию, в город Турткуль. Сюда приехала и жена Скадовского Екатерина Владимировна, видимо, до этого тоже побывавшая в ссылке. У них были ещё сын и две дочери, одна из которых тоже была арестована как "катакомбница". Епископ и священник служили там же, где жили, не особенно скрываясь, так что к ним спокойно заходили и с улицы. Пришёл и агент: пришёл, исповедовался, причастился, а потом написал донос, что налицо "нелегальная молельня". Так что про сохранение тайны исповеди не к духовенству упрёки. Здесь о. Иоанна арестовали 24 августа 1937 г. и обвинили вместе с еп. Прокопием в устройстве "нелегальной молельни" - . Канон. в 1996 на Украине, в 2000 г. для почитания во всей МП.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова