Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Леонид Федоров (4.11.1879, Петербург – 7.3.1935, Вятка).  Отец Федорова, Федор Захарович, был сыном крепостного, но выбился в люди, стал владельцем ресторана, но разорился и вскоре умер, оставив подростка на попечение матери. Федоров окончил классическую гимназию, в результате усиленных раздумий и чтения пришел к выводу об истинности христианства и, более того, об истинности христианства, объединенного вокруг Папы. Он поступил в Петербургскую духовную семинарию, но ушел с третьего курса. Он загорелся желанием воссоединения православия и католичества, поехал во Львов, где встретил в лице митр. Андрея Шептицкого энтузиаста той же идеи. Единство они представляли себе иначе, чем большинство католиков того времени, мягче по отношению к православию. Сражаться им приходилось прежде всего с теми католиками, которые ненавидели православие как варварство, считали необходимым медленно переделывать его на западный манер. Тем не менее, для Федорова православие было все же «схизмой», неполноценной без единства с Римом, и единство было для него не самоцелью, а средством возрождения России, а со времени революции – еще и победы над коммунизмом. Федоров окончил университет во Фрейбурге и в 1910 г. был рукоположен Шептицким во священника.  Когда в 1914 году началась Первая мировая войны, Федоров счел своим долгом приехать в Россию. Этот патриотизм был вознагражден по-царски: он был сослан в Тобольск. Освободила его Февральская революция. В 1917-1918 гг. Федоров руководил русскими католиками восточного обряда, причем в эти годы православное духовенство видело в нем союзника в борьбе с большевизмом и охотно шло на контакты. В 1921 г. Папа утвердил его в звании экзарха, помощника Шептицкого в делах греко-католиков России. Свою цель Федоров тогда описал так: «Главной целью мы считаем распространение и популяризацию самой идеи Унии, распространение здравых идей о католичестве и сближение с православным духовенством. Не осветивши российскую тьму настоящим пониманием католичества, нечего и думать о крупных успехах. Мы, конечно, не отказываемся принимать приходящие к нам души, но не ставим это главной целью нашей миссии. Путем прозелитизма можно приобрести, даже в латинский обряд, тысячи душ, но эти тысячи душ будут только новым препятствием между ними и теми десятками миллионов, которые мы должны привести в “единое стадо”. Поэтому, когда приходится нам выбирать между эфемерным успехом в приобретении новых душ и основными задачами нашей миссии, мы, не колеблясь, жертвуем первыми для второй цели». Проповеди Федорова мешали как римо-католические священники, так и советская власть, у которой, конечно, средств помешать было больше. В апреле 1923 г. Федоров был осужден на 10 лет тюрьмы. В тюрьмах и ссылках оказались 36 его активнейших прихожан. Печально знаменитый прокурор Крыленко кричал с трибуны, патетически указуя на о. Леонида: «Это он, собрал вместе православных и католиков для противодействия власти». Через три года он был амнистирован с запретом селиться в крупных городах, жил в Калуге. В 1926 г. он посмел поехать в Могилев и там проповедовать, за это в октябре был без суда отправлен в Соловецкий концлагерь. В 1931 г. его отправили в ссылку в Котлас, а потом в Вятку. Беат. 1995 с установлением дня памяти 27 июня.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова