Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Елисавета и Варвара Московские (5/18 июля 1918 г.). Великая княгиня Елизавета Федоровна - сестра последней русской императрицы. Родилась 20.10.1864, назвали Эллой, отец великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг IV, мать Алиса. Семья одна, а сёстры на редкость не одинаковы, начиная с того, что Елизавета слыла красавицей, об Александре (которая была на восемь лет младше) такого не говорили. На фотографиях очень похожи, но "красота", очевидно, имелась в виду не та, что остаётся на фотографиях. Семья протестантская, воспитание викторианское, с жёсткими представлениями о долге, приличиях, религии. Простая еда, самостоятельная уборка комнат, постелей, камин сами топили. Королева Виктория, символ эпохи, приходилась Елизавете прабабушкой по матери. В 1884 г. Элла выходит замуж за великого князя Сергея Александровича, брата российского императора. На этой свадьбе её юная сестра познакомилась со своим будущим мужем - Николаем, наследником престола. Менять вероисповедание Элле не потребовалось, поскольку её муж в цари не собирался, но на Пасху 1891 г. она совершенно сознательно, вопреки желанию отца, приняла православие. В том же году её муж был назначен московским генерал-губернатором. Он был сторонником бескомпромиссных репрессий в отношении рабочего движения, славился жёсткостью мер, и поэтому был убит эсером Каляевым. Каляев несколько раз откладывал теракт, чтобы не пострадала Елизавета Фёдоровна (пришедшие к власти после 1917 товарищи такой деликатностью не отличались). Княгиня просила помиловать Каляева (которого навестила в тюрьме), но Николай II отказал. Император с женою не приехали на похороны убитого из страха теракта, что произвело тяжелое впечатление. Сергей Александрович имел не лучшую репутацию, его обвиняли и в противоестественном разврате. Правда, таким же поведением грешил и замечательный поэт, друг Елизаветы Федоровны великий князь Константин, отец семерых детей. Возможно, она не знала о той стороне жизни мужа, которая интересовала других, возможно, сумела простить. Личные проблемы у неё оказались подчинены чужим. В феврале 1909 года княгиня начала строительство Марфо-Мариинской обители в Москве. Это был не монастырь: предполагалось, что пожизненных обетов сёстры не приносят, сохраняя свободу уйти, и что в центре из жизни будет не созерцание, а дела милосердия. 9 апреля 1910 первых сестёр посвятил еп. Трифон Туркестанов. Сестры учились основам медицины в обители действовали бесплатные больница и аптека, школа для сирот и беспризорников. Ежедневно кормили до 300 бедняков, действовала библиотека и воскресная школа для женщин-рабочих. В 1914 году в обители было 97 сестёр. Елизавета Фёдоровна надеялась, что удастся ввести в Церкви чин диаконисс, как это было в древности. Это не было стремление в далёкое прошлое - прецедент понадобился только для того, чтобы приблизиться к новому, хоть немного поднять женщин из того служебного, мягко говоря, положения, где они находились в патриархальном обществе. Главным её врагом, однако, оказался не православный мачизм, так досаждавший в мирное время, а национализм и классовая рознь. Она приняла православие, а русские-то православные не были готовы её принять. С началом войны св. Елизавете припомнили, что "немка". В мае 1915 года в Москве прошли погромы, направленные против "немцев" - толпа подступала и к Марфо-Мариинской обители, кричали вздор - будто там укрывается брат Елизаветы Федоровны, немецкий князь. Аристократия очень по-разному относилась к двум сёстрам: Елизавету любили и уважали, Александру, императрицу, недолюбливали. Одна стала символом благородства и милосердия, вторая - символом эгоизма, пусть и обращённого на семью, надменности и властолюбия. Большевики уничтожили обеих. Арестовали их и сослали сразу же после Февральской - не большевистской - революции. Вместе с ней была убита и поехавшая с ней в заключение сестра Варвара Яковлева. Останки обеих были разысканы белогвардейцами и вывезены в Иерусалим, где похоронены в церкви св. Марии Магдалины. Обитель в начале 1990-х годов фактически передали Церкви, хотя юридически она была собственностью великой княгини и, соответственно, вернуть её следовало кому-то из наследников Романовых либо немецких князей. Церковное начальство за сто лет не изменилось: первые годы в обители терпели подвижников-бессереренников, которые пытались воссоздать приют и женскую общину, а когда Россию накрыл поток нефтедолларов, церковно-светская номенклатура отобрала обитель под себя и стала устраивать в нём бессмысленный и беспощадный гламур.

Канон. архиерейским собором МП 4.4.1998. Память 5/18 июля.

О споре вокруг диаконисс Амальрик.

Радиопередача, 2009.

Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. Миллер, Л. П. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Фёдоровна. М. «Столица», 1994. Маерова В. Елизавета Фёдоровна: Биография. М., Изд. «Захаров», 2001. Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2004. Кучмаева И. Когда жизнь истинствует... Культура благотворения великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2008.

*

Об осквернении мощей великой княгини Елизаветы Федоровны в Иерусалиме. Открытое письмо первоиерарху РПЦЗ МП митрополиту Илариону

Ист.: portal-credo.ru, 2009, 3 августа

С душевной скорбью решился всё же описать то, что происходило на моих глазах в Гефсиманской обители на Масличной горе в Иерусалиме. На первой неделе июня 2009 года в Иерусалим прилетела начальница московской Марфо-Мариинской обители Наталья Молибога. У неё была встреча с игуменьей Елизаветой – настоятельницей Гефсиманской обители. Она уже не в первый раз уговаривала игуменью передать большую часть мощей Елизаветы Федоровны для Марфо-Мариинской обители в Москве, ссылаясь на требования мэра Москвы Юрия Лужкова отобрать мощи Елизаветы Федоровны полностью.

В середине июня в Иерусалим неожиданно частным самолетом прилетает близкая Патриарху Кириллу женщина, бывшая жена российского олигарха Василия Анисимова, Екатерина. Она представляется духовной дочерью Патриарха. Вместе с ней в самолете прибыл епископ Женевский Михаил (Донсков). Как архиерей РПЦЗ он заявляет, что у него есть благословение наблюдающего за русскими обителями в Святой Земле архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта) на передачу сестрами обители значительной части мощей Елизаветы Федоровны. Все попытки игуменьи Елизаветы связаться с архиепископом Марком оказались безуспешны. Позже он заявит, что "неизвестные силы" отключили его мобильный телефон, и на протяжении пяти дней у него и с ним не было связи.

Прибывшие требовали передать им голову убиенной святой Елизаветы Феодоровны. Игуменья и сестры наотрез отказались выполнить это требование. Епископ Михаил (Донсков) на основании полученного, по его словам, личного благословения архиепископа Марка уговаривал, во избежание конфликтной ситуации с мэром Лужковым, добровольно отдать требуемое. Екатерина Анисимова утверждала также, что передача мощей – это личная просьба Патриарха. Самое поразительное, что ни епископ Михаил, ни Анисимова не смогли предъявить игуменье Елизавете какого-либо документа или письма, подписанного мэром Лужковым, Патриархом Кириллом или хотя бы архиепископом Марком.

После многочасовых напряженных в резких тонах переговоров игуменья Елизавета всё- таки согласилась передать часть руки Елизаветы Федоровны при условии письменного договора, который был составлен и подписан. Договор гласит, что ни нынешняя Марфо-Мариинская обитель, ни любые другие представители Московской патриархии не будут никогда больше просить о передаче мощей великой княгини ни полностью, ни частями. Более того, в документе указано, что этот вопрос в будущем никогда не будет стоять на повестке дня.

Прибывшие представители ссылались на мэра Лужкова, который, якобы, любыми ему доступными средствами будет добиваться полного переноса мощей Елизаветы Федоровны в Москву. По их словам, у него подготовлены для этого все необходимые документы. На вопрос монашествующих, каким образом епископ Михаил оказался в самолете вместе с этой делегацией, он ответил, что его "случайно встретили и перехватили в Риме". Величайшей трагедией для тех сестёр, которые присутствовали при отделении части передаваемых мощей, было видеть, как выламывают требуемую часть предплечья. Ситуация была до того напряженной, что каждую минуту грозила закончиться крупным скандалом. Сестры с трудом сдерживали себя. На улице перед оградами Гефсиманской обители стояли три черных "мерседеса", в которые села делегация, увозящая часть мощей. По дороге в аэропорт к ним присоединилась начальница Марфо-Мариинской обители Наталья Молибога, скрывавшаяся в ожидании этого события в течение недели в здании русской духовной миссии.

Не секрет, что в сентябре этого года будет отмечаться столетие со дня основания Марфо-Мариинской обители в Москве. Как мне поведала одна из моих духовных дочерей, побывавшая в Москве, в Покровском храме Марфо-Мариинской обители уже подготовлена рака для мощей великой княгини. В ней лежит якобы облачение великой княгини и её наперсный крест. Хотя известно, что этих вещей не было на ней, когда следователь Соколов в 1918 году извлек из шахты под Алапаевском тело Великой княгини. Мои обращения к епископам РПЦЗ остались без ответа. Надеюсь, что на это печальное событие все же откликнется Предстоятель РПЦЗ – митрополит Иларион. Хотя таких надежд остается всё меньше. Считаю, что накануне празднования 100-летия со дня основания Марфо-Мариинской обители произошло осквернение мощей Елизаветы Федоровны, которое можно сравнить разве с её убиением в 1918 году.

Клирик РПЦЗ, Святая Земля, июль 2009 года

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова