Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XIX ВЕК: ФОМА НЕ ВЕРУЮЩИЙ, ЗАТО РЕЛИГИОЗНЫЙ

Литературовед Иосиф Френкель (1893-1964) писал в 1918 году о Тютчеве:

«Тютчев – неверующий Фома русской поэзии. Неверие апостола Фомы не исключало же его религиозности; не исключало оно и религиозности Тютчева. Его, воспитанного в религиозных традициях, религия всегда манила тем уютом умиротворенного существования, который дает её смирение. Она освобождала от бремени эгоизма и расплавляла ненасытное требовательное Я в отречении, в покорности высшей воле».

Френкель начал печаться в 1912 году, этот текст опубликовал в 1918-м, - написано было ещё в духе дореволюционном, в духе религиозно-философского ренессанса, статья именовалась «Взыскующий благодати», и псевдоним был взят из "Дворянского гнезда" - Лаврецкий. Потом Френкель начал писать в другом стиле и не дожил до времени, когда псевдо-религиозное литературоведение воскресло. А оно воскресло, и текст переиздали в 2005 году в сборнике "Ф.И.Тютчев и православие. Сборник статей о творчестве Ф.И.Тютчева. М.: К единству, 2005".

Идея, что неверие не исключает религиозности, - идея богоискательская. Под "религиозностью", однако, тут понимается вовсе не набожность и не исполнение обрядов, а некое неопределённое эмоциональное состояние, полный аналог знаменитому русскому "умилению". "Умиление" в XIX веке стало именоваться "религиозностью", в ХХ веке - "духовностью", а в XXI - "душевностью".

Примечательна оговорка Френкеля - достаточно точная: "религиозность" - это покорность воле не духовника, а "высшей". Умиление, религиозность, духовность, душевность неуютно чувствуют себя в религиозных институтах. Зайти в храм (любой) - одно, но разговаривать со священником этого храма, исповедоваться ему, становиться к нему в какое-то личное отношение - ни в коем случае! Такого типа умонастроение реализуется в традициях "New Age" - калейдоскопически подвижных и пестрых поведенческих практик.

Освобождение от "бремени эгоизма", конечно, тут совершенно мнимое, друзья и родственники "религиозных" это отлично знают. Так ведь и в организованных религиях "смирение" обычно превосходно совмещается с эгоизмом. Самообман всюду проникает.

Вот насчёт "уюта" Френкель очень точно сформулировал характерную для XIX века идею. Ни до, ни после этого столетия идея "комфорта", "уюта" не играла такой роли, не входила в понятие "прогресса". Что, возможно, и неплохо - уж очень эгоистична мечта о некоем коконе, внутри которого можно укрыться от "бурь океана житейского".

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова