Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ:

XIX век


См. Массовое общество. национализм. См. личность.

Александр I называет своего бастарда Эммануилом в память о Бородинской битве, 1813.

ВИКТОРИАНСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Викторианская религиозность есть прежде всего религиозность патриархальная. Отец - господствующая метафора, отец господствует экономически и политически. Плохо от этого не только жёнам и детям (и дедам), но и экономике, и политике, и религии. Ведь несвободен прежде всего отец. Он не может не быть ортодоксален. Хороший отец - хороший ортодокс. Однако, "быть ордотоксом" в принципе постановка невозможной задачи.

Можно обязать всякого человека быть "хорошим канатоходцем" и добиться этого. Невозможно обязать человека быть "голубоглазым канатоходцем" и добиться. Возникает классическая ситуация деспотического лицемерия, лицемерия неосознаваемого (в отличие от лицемерия тоталитарного).

Превосходный пример даёт Александр Бенуа (ровесник Ульянова-Ленина), характеризуя своего отца Николая (1813-1898):

"В отце жила не знавшая уныния бодрость и непоколебимое упование на Господа. ... И это его отношение к жизни коренилось в глубокой религиозности. По воскресеньям, во всякую погоду, он отправлялся в церковь и отстаивал всю мессу на коленях, внимательно следя по молитвеннику за ходом богослужения. Раз в году, на Пасху (а иногда и чаще), он исповедовался и причащался, а его духовник - уютный, тихий старичок-доминиканец патер Лукашевич был другом дома, постоянным участником домашних событий и торжеств" (I, 43).

Это - идеал ортодоксальности, безо всякой чрезмерности (вроде ежедневного причастия). Далее Бенуа, мемуарист не менее талантливый, чем театральный художник, добавляет новый оттенок:

"В отце при этом не было и тени какого-либо ханжества или однобокого фанатизма. Веря безоговорочно во всё то, чему учит католическая церковь, он в то же время крестился на все православные храмы, а когда ему случалось присутствовать при каком-либо богослужении в них, то он и подтягивал вполголоса певчим, так как с академических времен знал все русские обрядовые слова и напевы. С великим почтением он относился также к лютеранским и реформатским священнослужителям, а также к представителям еврейства".

На первый взгляд, это всего лишь терпимость, впоследствии проявившаяся в "экуменизме" и "политкорректности". Однако, Бенуа делает решающий мазок:

"Широкая веротерпимость (или даже известная форма пантеизма), выразилась однажды у папы в том ответе, которым он меня поразил когда я, лет десяти, как-то обратился к нему с вопросом, существовали ли в действительности Юпитер, Аполлон, Венера и Минерва? Я переживал тогда большое увлечение богами Греции и Рима и не уставал разглядывать их изображения в книгах или их изваяния во время прогулок по Петергофу и по Летнему Саду. В связи с этим увлечением меня мучила мысль, что эти дивные существа никогда на самом деле не жили, а являются лишь человеческим вымыслом. И вот, когда я это сообщил папе, то он не только не высказал решительного отрицания существования этих языческих богов, но «допустил» мысль, что они когда-то были и жили, чем он меня осчастливил бесконечно, так как компетенция его в таких вопросах была для меня неоспоримой".

Весь дальнейший текст свидетельствует, что Бенуа-сын до седых волос (а он дожил до 90 лет, мемуары писал в 80) разделял позицию отца. Это не толерантность, это не равнодушие, это совершенно специфическое состояние души, которая одновременно и лишена свободы выбирать, и свободы хотя бы уклониться от выбора. Такое же состояние души порождало и порождает "народную", "массовую" набожность, поражающую исследователей сочетанием гипертрофированной ортодоксальности с самыми неортодоксальными взглядами и суевериями.

Хорошо, что исследователей! Раньше подобное явление было в компетенции инквизиторов, хотя у церковных властей всегда хватало ума не устраивать повального розыска, который бы привёл к тому, что сжечь пришлось бы всех прихожан и почти всех клириков.

Под "ортодоксальностью" и "бодростью", когда они стоят не на свободе, а на коллективизме, таится всё то, что Фрейд открыл как Колумб Америку, а Стивенсон увековечил под псевдонимом "мистер Хайд". В самом безобидном и анекдотическом виде эту скрытую сторону Бенуа описал на примере не мужчины, а женщины, своей воспитательницы мисс Эванс:

"Можно думать, что очи такой фанатичной католички сомкнет кто-либо из наших доминиканцев св. Екатерины, на самом же деле вышло иначе. Чувствуя приближение смерти, старушка вызвала к себе моего зятя Матвея Яковлевича, а когда он очутился перед ней и спросил ее, какова ее последняя воля, он услыхал самый неожиданный ответ: «Мне хочется устриц и немножко шампанского»... Матвей Яковлевич тотчас же помчался к Смурову, купил дюжину остендских и бутылку Клико и с этим вернулся к умирающей. И что же, мисс Эванс съела устрицы, запила их бокалом пенистого вина — и, получив такое исполнение, быть может, и очень старого желания, она мирно отдала Богу душу, которая, наверное, сразу была водворена в рай, где эта душа, надо думать, смогла засвидетельствовать свои верноподданнические чувства и Марии («Некровавой») и светящемуся всеми добродетелями Якову II".

У Джека Потрошителя скрывалось кое-что опаснее устриц и шампанского.

Обычно несвободу патриархального общества оценивают с точки зрения подростка, который восстаёт не против несвободы, а против отца. Вся проблема при этом уплощается. Надо стать совершеннолетним! Взрослый человек переходит улицу, не держась за отцовскую руку! То, что у Канта было лишь малой деталью мысли о свободе, становится единственным - и уже поэтому пошлым - лозунгом, висящем в мозге и определяющем отношение к поискам истины, человечности, Бога.

Совершеннолетие не есть отцеубийство. "Оставить отца и мать" не означает их убить, хотя бы символически, а означает - что напоминает монашество - умереть самому. Совершеннолетие ближе к самоубийству. Взросление без прохождения через смерть есть такой же самообман как патриархальность. Последнее слово не за Фрейдом, а за гуманистической психологией, которая говорит о необходимости усыновления отца. Преодолеть антропоморфное представление о Боге как Отце? Прекрасно! Только не надо думать, что это - религиозная новация. Любой мистик, христианский или исламский, отлично знал все ограничения метафоры "отец". Знал - потому что шёл дальше, а не потому что уходил прочь, в пивную и трёп, как это обычно делается теми, кто походя рассуждает о том, что Бог - не Отец, а отец - не Бог.

*

Конт - 56е поколение - рационализм - и Дарвиновский эволюционизм в пику не христианству, а именно Конту - начал открывать развитие, живость, подсознательное, что все не математично, а биологично. Ср в 20 веке русском отзыв Короленки о Чернышевском.

*

*

Игорь Смолич рассказывает о том, как еп. Никанор Бровкович, осмелившийся в своих богословских текстах цитировать Фейербаха и Штрауса, никак не получал подобающего назначения - так велико было "превосходство Никанора над своими собратьями по учёному монашеству и иерархами как по талантам, так и по знаниям и проповедническому дару. Он был личностью с сильно выраженными индивидуальными чертами, что в России, и в особенности в среде русской иерархии, так часто принимали за признак либерализма".

С необычным для себя юмором Смолич отмечает, что архиепископом Бровкович стал благодаря ошибке: Победоносцеву понравилась проповедь о пользе войны, "которой он в действительности не произносил", император же Александр III оценил "светскую манеру" при встрече на военных манёврах в Елизаветграде. (Смолич К. История Русской Церкви. Ч. 1. С. 447).

Характерные проявления милитаристской сущности России: индивидуальность отождествляется с изменой, война и подготовка к войне составляют всё пространство бытия.

*

 

«Поднимите подол нашей музе, и Вы увидите там плоское место. Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же. И вы чувствуете всем своим существом, что у них есть какая-то цель. Лучшие из них реальны и пишут жизнь такою, какая она есть. Но от того, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете ещё ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет вас. А мы? Мы пишем жизнь такою, какая она есть, а дальше — ни тпррру ни ну... У нас нет ни ближайших, ни отдаленных целей, и в нашей душе хоть шаром покати. Политики у нас нет, в революцию мы не верим, Бога нет, привидений не боимся... Кто ничего не хочет, ни на что не надеется и ничего не боится, тот не может быть художником... Я не брошусь, как Гаршин, в пролет лестницы, но и не стану обольщать себя надеждами на лучшее будущее. Не я виноват в своей болезни, и не мне лечить себя, ибо болезнь сия, надо полагать, имеет свои скрытые от нас хорошие цели и послана недаром...».

Чехов не так прост. Он, безусловно, иронизирует над литератором, которого сегодня бы назвали «гламурным». У таких людей своё видение мира, на которое большой спрос. Их товар можно сравнить с «мягкой» порнографией, адресованной подросткам: бесконечные игры в раздевания, объятия, «сплетенья рук», —  и никакого «сплетенья судеб». Похоже на историю Россию в телефильме, изготовленном по заказу мэра Москва в 2008 году: ни одного живого актёра, весь фильм это компьютерная трёхмерная графика и за кадром бесстрастный голос читает Карамзина. Трёхмерные, но мёртвые войска, князья, крестьяне, архиереи. Трёхмерная, но плоская и безжизненная Россия. Мечта власти. Так и триумфализм в религии превращает самого Творца в безжизненное грандиозное явление. Имитация любви и страсти, аккуратно останавливающаяся в реальный момент. Подол поднимается, поднимается, но никогда не поднимается до конца. Если бы поднялся, стало бы видно плоское место, прикрытое бумажным фиговым листком.

Чехов же, когда описывает себя, прекрасно сознаёт свою силу. Он прикрывает мощное причинное место картонкой, на которой нарисована пустота. Он прикрывает абсолютное здоровье фальшивым рецептом от ипохондрии. Он провозглашает бессмысленность, чтобы победить ложный смысл. Это нерв эразмианской традиции в её современном мире. Этим оправдан всякий «модерн» и всякий «постмодерн», если только они не начинают всерьёз верить в бессмысленность. Определить разницу между «имитацией пустоты» во имя свободы и «пустотой» во имя эгоизма почти невозможно, но всё же возможно – и культура есть осуществление этой возможности в ежеминутном человеческом усилии.

Литературное творчество есть работа, очень тяжёлая, профессионал всегда в ней знает себе цену. Так что Чехов знал цену не только Суворину и прочим, но и Бунину. Цена эта невелика. Более того, она в обратной зависимости от самоуверенности этих господ. Это повторяется вновь и вновь: чем лучше человек знает, как хорош он в своей области, тем менее он самоуверен, ибо всякая область человеческого труда беспредельна и никогда не подвластна специалисту вполне. Чехов сумел пролезть в игольное ушко - пройти между идейностью и безыдейностью в персонализм.

Мысль делится не на религиозную и нерелигиозную, а на личную и - немысль. Безличная мысль - к ней стремились и стремятся многие, думая, что, элиминируя свою личность из мира интеллекта, они возвышаются. Всё прямо наоборот. Только ввести личность в мышление не означает видеть всё в свете своего "я". "Я" - не светит, я это зеркало и линза. "Я" фокусирует не другие "я", не "социальное" (вопреки мнениям всевозможных коллективистов, до марксистов, чекистов и маоистов включительно). "Я" фокусирует всё бытие.

"Намёк" Чехова - в упоминании "причинного места". Яркий сексуальный образ. Большинство литераторов (а литераторы - мужчины) решат, что речь о месте, куда погружается мужчина. Но Чехов, помимо прочего, врач. Речь почти наверняка о причинном месте как месте, откуда рождаются дети. Он отказывается "рожать", он отказывается видеть жизнь как машину по вечному самовоспроизводству с расширением. Впрочем, та "страсть", которая составляет идею жизни для многих людей, отказавшихся от деторождения, всё равно есть та же самая идея, только человек вместо детей в каждом сексуальном акте словно рождает и расширяет себя. Это и сильное место современной культуры, её урановый котёл, это и её слабое место, потому что нового-то, подлинно личного в таком самоутверждении нет, это просто короткое замыкание биологии. К тому же, как и во всякой атомной энергетике, накапливаются отходы, с которыми непонятно, что делать, да и катастрофы происходят с печальной регулярностью. "Безыдейность", которую защищает Чехов (хотя и называет её болезнью), есть то самое "скопчество ради Царства Небесного", которое есть не выхолощенность, а высвобождение из зацикленности как на роде, так и на себе. Чехов не Суворину даёт ответ, Чехов даёт ответ Бергману (не знаю, кто в современной беллетристике Бергману соответствует...). Чехов Иову даёт ответ...

*

 

техника:Игра - Хосу Ортега-и-Гассет "Размышления о технике" Вопросы философии 1993 - 10:  с 61 - первая настоящая машина - ткацкий станок Роберта, построен в 1825 - "это была действительно первая машина, поскольку она могла действовать сама по себе и самостоятельно производить новые предметы" Орудие выходит на первый план, человек - придаток.

 

Феномены 19 века

- борьба за ключи; Болгарская резня турками и резня армянская - а все же отчетливо национальный, а не религиозный вопрос; хотя век очень переходный в этом отношении ибо даже у Вл Соловьева пафос противостояния туркам более религиозный, чем патриотический. Национализм все еще нуждается в религиозной опоре - потом он ее отбросил, как то было в 14 году, когда великая армянская резня уже воспринята была спокойно.

- постхристианская религиозность: стремление к северному полюсу = см эссе

христианский социализм в 30х Ламеннэ Сен Симон - до немцев в конце века

- гегельянство как матрица у верующих рождало представления о видимой и невидимой Церквах, о заповедях как долженствовании. - уже на уровне богословия - хотя само гегельянство выросло именно из христианского не богословского, а ощущения именно такого.

 

Даты и цитаты

Национализм и ультрамонтанство
Пий VII “Увы! истинный мир и покой мы обретаем, лишь властвуя над душами католиков, которые сами являются подданными неверных и еретиков. Католики России, Англии, Пруссии и Леванта не причиняют нам никаких огорчений”
14 января 1811 г. Пию VII было объявлено как бы встречное отлучение: “Папе Пию VII возбраняется сообщаться с какой бы то ни было церковью империи”

Греция

Континент, №73, очерк Мишеля Ставру - восстание 1821 г. под девизом “За веру Христову и Отечество” 1833 образовано королевство, полностью подчиненное европ. державам - вместо султана европейцы, абсолютная монархия Оттона Баварского - “баварократия”, сотни монастырей закрыты, имущество конфисковано . Еп. Фармакидис, поклонник Просвещения а ля Прокопович - иозифизм? - провозглашение автокефалии во главе с Оттоном - отчуждение большинства греков от Церкви - первонаально-то была ориентация на византизм, православие, а с 1833 - взял дух Просвещения верх. Национализм в партикулярных движения как “Общество защитников Православия”, народное движение под рук. монаха Папулакоса, ныне святой? - отправлен в тюрьму - противостояние автокефалии, вестернизации. “Вавилонский плен” у запада. Греч. достоевский Алдр Пападиамандис.

Поиски северного прохода (переориентация мира).
Империи и миссия.

Ибсен - сделал для конца 19 в то же, что Руссо для конца 18 - Johnson Paul. Intellectuals. New York: Harper Perennial, 1990 с 82 - Руссо убедил мужчин и женщин идти к природе, предвосхитив революци. а Ибсен проповедовал восстание личности против традиций и предрассудков провинции, семьи.  Личное сознание свободы выше социальных предписаний. Задолго до фрейда - разрушил фундамент пермиссивного общества. Крушение  викторианства. Первая пьеса этого рода - 1877 - столпы общества - Кукольныйдом 1879.

 

Маркс

Михаил Линецкий. Карл Маркс и евреи. - Континент. №46. 1985, №4. С. 237-282.
Уже отец тяготился еврейством. 1819 - принимает лютеранство, из Гершеля становится Генрихом.  26.8.1824 крестит детей, включая Карла, 20.11.1825 крестится мать Генриетта.  Не столько из-за неудовлетворенности иудаизмом (провинциальная немецкая культура не блистала). Исключительно из житейских соображений - см.: Селезнев К.Л. Записки дома Карла Маркса в Трире. - Вопросы истории. 1978. №5. С. 192. Быстро стал юдофобом, хотя деньгами от иудейских родственников пользовался. Поддевал Лассаля, конкурента, как еврея. В 1984: “Со времени эмансипации своей секты [иудеи] повасюду стали, по крайней мере в лице своих верхов, во главе контрреволюции” (6, с. 24). А раньше считал их религией. По факту евреи в стане революции в основном. Но в Зап. Германии все равно Маркса не любили именно как еврея (247). В Капитале юдофобства мало, в основном бранит христианство как религию космополитичесекого капитала, более опасную, чем национальный капитализм. Антирусский Хвалил книгу П.Тремо. “Происхождение и видоизменение человека и других существ” (Париж, 1865), из которой взял что русские - не славяне, а скорее татары, что негры результат дегенерации” (31, 209-210.

Секуляризация - Пруссии при Фридрихе Вильгельме III. 
1818 - Эдикт в Баварии, вызвавший протесты Рима.
1871 г. Создание Германской империи по образцу протестантской Пруссии.
1861 г. Заключение конкордата в Испании: Церковь признается единственной религией, ей возвращаются конфискованные владения. Конкодат отменен революцией 1868 г. и отчасти реставрирован Конституцией 1876 г.

1825 год - ткацкий станок Роберта.

 

Фундаментализм
шотландская философия здравого смысла - против Канта, против немецкого  богословия, пересматривающего буквализм в библеистике - отсюда к американскому  фундаментализму
G.Mardsen. Fundamentalism and American Culture: The Shaping of Twentieth Century  Evamgelicism 1870-1925. (Oxford: Oxford University, 1980).
Barr J. Fundamentalism. (Philadelphia: Fortress, 1978).

 

Шелли - 1816 - молод, но не хочет считать себя молодым, в отличие от 1960-х - считает себя взрослым, без скидок на молодость, хочет взять ответственность. Еще нет культа юности.

 

Блуа Л. Душа Наполеона. - В кн.: Блистательный Наполеон. М.: Вече, 1997.
Наполеон “скорее лекарь, чем воитель” 476 сумел лишь залить землю кровью “и, несомненно, это — единственное, что можно было предпринять, ибо, похоже, страшное средство пошло ей на пользу”.
478 “Жажда мирового господства помрачила ум Великого Солдата, и он не мог понять, что Папа не волен нарушить веление Божье, точно так же, как последний гренадер не может нарушить приказ командира” Н: “Священники оставляют себе душу, а мне бросают труп”.


 

В сравнительно недавние, но уже ставшие мертвым прошлым времена, христиан часто упрекали в близорукости. Близоруко бросать копеечку нищему и при этом не использовать реальных возможностей так изменить общество, что не будет нищенства. Это был справедливый упрек, хотя многие христиане (в том числе, из лучших) называли такой упрек демагогическим, хотя он часто действительно был демагогией. Справедливость этого упрека была доказана созданием общества, где нищенства нет. Построили это общество гуманисты, социалисты или капиталисты — вопрос спорный, но бесспорно то, что его построили не христиане, а часто и антихристиане, вопреки сопротивлению христианских лидеров.
Впрочем, с точки зрения самих христиан. отчаиваться не стоит. В социальном вопросе мы действительно оказались близоруки, не потому, что плохо христианство, а потому, что Христос пришел решать не социальный вопрос. Он пришел решать вопрос вечной жизни и оставил людям способ участвовать в этом решении. Это — молитва. На протяжении веков в молитве видели лишь способ решить сиюминутные проблемы — здоровья, процветания и т.п. Это было сохранение в христианстве языческого отношения к молитве. Но по мере того как люди научились решать материальные проблемы материальными способами, вырисовывается истинное предназначение молитвы. Это единственное средство справиться с тем злом, которое шире социального — со злом смерти и греха. Тут уже нехристиане близоруки, не видя в молитве ее истинного размера (впрочем, и не все христиане вполне сознают, что дано нам в молитве). Какова природа молитвы, какова связь между моей молитвой и спасением человечества? Ответить на этот вопрос так же трудно, как на вопрос о природе электричества, о связи между мучениями лягушки на лабораторном столе и изобретением телевизора — но связь-то есть, и не такая уж загадочная, когда мы знаем историю науки и историю Церкви.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. С. 119. Я: Совр мир - вырос из христианского как альтернатива еванг идеалам, весь пронизан следами этого, задан Евангелием как вмятина его и секулярный его вариант. Совр философия есть анти-богословие, а не просто любовь к мудрости. Сейчас-то это затушевано, а вот в 18-19 вв. " общественная философия ... еще полна воспоминаний о многвоековой борьбе церкви и государства, еще носит на себе у одних следы первого торжества гос-ва над цвью, у других - отражение первой скорби об утраченном церк господстве. Сатрая тяжба теокра/119/тич и светского начал слышится даже и в новейших построениях философии права".

Начало 19 века: Местр о просвещении

письмо графу гр. Разумовскому против насаждения наук в Росии “Подобное стремление будет лишь душить здравый народный смысл, являющийся во всякой стране охранителем всего, и исполнит Россию бесчисленным множеством полузнаек, в тысячу раз худших, чем отъявленные невежды, множеством ложнго направленных и самонадеянных умов, питающих отвращение к своей стране, вечных критиков правительства, идолопоклонников иностранных вкусов, мод и языков, людей, всегда готовых разрушить то, что они презирают, т.е. все” (цит. Карсавин, 110).
- на этом фоне героизм Филарета. Чацкий с критикой низкопоклонства перед Западом - впрочем, Молчалин пародия на интеллигента.
Ист.: Карсавин Л.П. Жозеф де Местр. - Вопросы философии. 1989. - #3. С. 93-116. С предисловием С.Хоружего.

 

1816 год: хpистианское давление на иудеев доходит до семьи Маpкс.

Hе было бы маpксистского насилия, коли бы не было насилия хpистианского. Маpкс,  во всяком случае, не был бы ни Каpлом, ни Маpксом. Семья Маpкса была евpейской,  жила в гетто гоpода Тpиpа. С семнадцатого века семья дала несколько знаменитых pаввинов. Отца звали Гешель Моpдехай. В 1816 году Пpуссия вновь ввела законы,  дискpиминиpующие иудеев (отмененные Hаполеоном). Гешель сменил имя на Генpих,  фамилию пеpеделал и  на Маpкс и пеpестал соблюдать иудейские пpедписания. Это не помогло, во всяком случае, не помогло выpваться из экономической блокады,  котоpой было окpужено гетто. Тогда в 1817 году Генpих Маpкс кpестился, пpичем пpинял не католичество, котоpое исповедовало большинство жителей Тpиpа (гоpод был центpом дpевнего княжения-епископии), а лютеpанство - pелигию Пpуссии, в состав котоpой вошел Тpиp в 1814 году. Маpкс подpавнялся не на "согpаждан", котоpые заставляли его жить в гетто, а на начальников, котоpые могли освободить его оттуда. Расчет опpавдался. Уже в 1818 году, когда pодился Каpл, его отец получил повышение по службе. 
Маpкс был кpещен лютеpанами в шесть лет, конфиpмован в шестнадцать. В семнадцать лет, в 1835 году, он написал выпускное экзаменационное сочинение на тему "Союз веpующих со Хpистом, согласно Евангелию от Иоанна, 15, 1-14: Разъяснение его пpинципиальной сущности, абсолютной необходимости и его значения".  Это самый pанний из сохpанившихся текстов Маpкса. "Hаше сеpдце, pазум, истоpия и слово Хpистово убеждают нас, что без Hего мы не можем достигнуть нашей цели, без него мы осуждены Богом, только Хpистос спасает нас, - писал Маpкс и доказывал, что союз с Хpистом, готовность пожеpтвовать собою pади ближних, "вот pадость,  ведомая лишь чистому сеpдцу, объединенному со Хpистом и чеpез Хpиста с Богом".  Уже чеpез год Маpкс писал о Боге как холодный деист. За вpемя учебы в 1836-1841 годах эти остатки веpы из него выбили Бpуно Бауэp и Людвиг Фейеpбах,  пpеподававшие богословие в Беpлинском унивеpситете. Бог стал для него лишь пpизpаком, пpоекцией лучших человеческих качеств. 
"Если бы"... Если бы хpистиане не давили евpеев... Если бы хpистиане не считали богословием агностицизм Бауэpа и Фейеpбаха... Тогда бы, навеpное, Маpкс как-нибудь иначе пpишел к pеволюции. 
Ист.: Mark Elliot. Hammer and Sickle as Cross: Marxism as Faith. - Christian Scholar's Review 18 (March 1989): 267-80.

 

Блуа Л. Душа Наполеона. - В кн.: Блистательный Наполеон. М.: Вече, 1997. C. 479.

Блуа Л. Душа Наполеона. - В кн.: Блистательный Наполеон. М.: Вече, 1997. 481

Борьба двух фундаментализмов: Голицын и Фотий

Голицын враждовал с митр. Серафимом, Фотий отнёсся свысока к обоим - Серафима назвал "муж прост". Вызван в СПб. в авреле 1822 г. из Сковородского монастыря, 5 июня 1822 полтора часа беседовал с императором, был назначен в Юрьевский монастырь игуменом. После этого год Голицын не подозревал, что Фотий и Орлова его враги, лично переписал для Орловой трактат Фотия о смерти. В 1823 г. поднято дело против сотрудника Голицына Попова за перевод Госнера - по воцарении Николая дело лопнуло.

Второй раз Фотий вызван в СПб. в апреле 1824 г. письмом Аракчеева, тут совещались Орлова, Серафим, Аракчеев, Фотий, Магницкий - Серафима убедили, он поехал просить императора об отставке Голицына. Отставка состоялась 15 мая 1824 г. Фотий писал другу: "Ересей и расколов язык онемел, общества все богопротивные, яко же ад, сокрушились. Министр наш один - Господь Иисус Христос" (Кизеветтер, 1912, 357). Душой интриги был Аракчеев.

В 1829 году в апреле великий князь Константин Павлович убеждал брата короноваться на польский престол не в открытом поле перед войсками, а в костёле: "В доказательство общей веротерпимости и отсутствия с нашей стороны притязаний на право вмешиваться в дела совести. Прибавлю, что все это как нельзя более будет гармонировать с только что установленной в Англии эмансипацией католиков" (Кизеветтер, 1912, 370). Николай не послушался. Вскоре началось польское восстание.

55 поколение: формальность веры, противостояние религии либерализму и науке

Монталамбер (р. 15.4.1810) вспоминал, что едва ли один учащийся из двадцати во французской школе был верующим, а не формальным христианином. Совместить веру с либерализмом (парламентаризмом) казалось невозможным и он, совмещавший, всех поражал. Более того, ему удалось это совместить лишь потому, что до 9 лет он воспитывался в Англии, дедом-англичанином и протестантом, который не пытался обратить мальчика в свою веру, но учил его искать прежде всего Царства Божия. Отец - граф был поражен этим, он был номитнальным католиком, совмещавшим веру с рационализмом 18 в., мать была салонной дамой.  (Finley, 23).

Муравьев А.Н. Письма о богослужении восточной кафолической церкви. СПб., 1894. 372 С.

C. 169. Текст вообще-то совершенно вневременной, из эмоций лишь умиление да восхищение, восклицания сплошные, Но одно место яркое - и именно чин Торжества православия в Казанском собое: "Я только что возвратился из Казанского собора с торжества Православия, и пишу эти строки преисполненный тем, что видел и слышал. Мне казалось: предо мною раскрывалось в лицах постепенное шествие Церкви Православной, Соборной, от времен Апостольских и до наших ... Вся летопись Церкви с древними и новейшими ее поборниками, царского и //169// священного сана, Греческая и Русская, как будто развивалась в постепенности исторической пред моими глазами. Вечная память ублажаемым доныне Константину и Елене, двум Феодосиям, Иустиниану и иным императорам Византийским, вместе с памятью наших равноапостольных Владимира и Ольги, чрез царственные степени Иоаннов и Феодоров, Михаила, Алексия и великого Петра, с благочестивыми усопшими из его семейства, сливала времена давноминувшие с новейшими; она соединяла в мыслях моих Церковь Вселенскую с преданиями отечественными, и это было сладостно для слуха и сердца.
Пишу еще под влиянием сих высоких впечатлений, потому что это торжество Православия ... представило моему воображению как бы продолжение седьмого Вселенского Собора в лицах. Сонм святителей в блестящих ризах восседал на высоком амвоне обставленном их диаконами посреди великолепной колоннады Казанского собора, напоминающей древние базилики Востока: - ряд митроносных архимандритов и облаченных пресвитеров благогвоейно предстоял от святительского амвона до серебряной решетки пред иконостасом, посреди сжатой толпы народной, в глубоком безмолвии оживдавшей глагол Православия, - и этот глагол громко был возглашен протодиаконом с высокой кафедры проповедников слова Божия пред иконою великого витии и столпа Православия, Златоуста." - речь идет об анафемах.

Reinerman Alan. Austria and the Papacy in the Age of Metternich. Volume 2, Revolution and Reaction, 1830-1838. Washington, 1989. 429 pp.
Меттерних видел то, чего не видели папы - что папское гос-во есть часть стабильного реставрационного порядка в Европе, но чтобы успешно быть такой частью, оно должно быть реформировано - а папы отказывались реформировать. Он давил на папа для осуждения Ламеннэ - но они и сами рвались его осудить - он пытался вести переговороры проти иозефизма, установленного в 1780-е, но без успеха - контроль на церковью в австрии сохранялся.
Rev in: Church history. vol 62 #3 - Sept 1993.

Теплов В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. СПб., 1889.245 С.
разнес по кусочкам событий

Другие книги: Филиппов. Вселенский патриарх Григорий VII и греко-болгарская распря.
Филиппов. Определение КПого собора по вопросу о болгарском экзархате.
Тесовский. Греко-болгарский церковный вопрос. 1871
Муркос. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре, 1880.
Муромцева. Первый болгарский экзарх блаженный Антим.
Греко-российская церковь в своих отношениях к церквам Запада, 1880.

Автор был в КП 1870-1881
55-56 поколение - борьба греков с болгарской национ религиозность. 1823 г. грек = митрополит Софийский Иоаким приказал сжечь или зарыть болгарские книги и иконы. В начале 1840-х годов в Зографской обители на Афоне были истреблена масса славянских рукописей. В Ватопедском монастыре ими топили хлебные печи. В Тырнове митр. Неофит веел сжечь все найденные им болгарские рукописи до XIV в. Позднее уцелевшие рукописи были сожжены по приказанию митр. Иллариона. Параллельно с этим - процесс становления у болгар интеллигенции, концепций национальной независимости и культуры. - Юрий Венелин, выпускник МГУ.Болгарская эмиграция в Румынии- пропаганда в Европе. Против турок и одновременно против греков. Брошюра 1860 года. "Народ наш не только не усматривает в греческих архиереях руководителей к вечному спасению, но и видит ежедневно с их стороны примеры глубокого развращения и гнусного презрения к религии, ведущие в вечную погибель".
Впервые болгарские идеи в прошении 1853 г. послу Меншикову: требуют богослужения на родном языке, ограждения от притеснений греческими епископами. Фанар - это Россия подзуживает.
1856 . Виддинские болгары просили Порту и Патриархат назначать св-ов и еп-пов из болгар. Подавшие прошение были арестованы. Тогда г. Кукуш перешел в унию. И в окт. 1859 Патриархат уступил, назначив Полянинским епископом - а Кукуш был в этой епархии - болгарина Парфения. И Кукуш возвратился в православие. 36. Однако потом этого Парфения, выпускника МДА, преследовали. В конце 1861 г за старания по поддержанию бьолгарского народного духа он был отдан Солунским митр. под суд, посажен в тюрьму, и оправдан лишь епис Анфимом, посланным от КП Патриарха. Турецкое прави-во разжигало вражду, подстрекая болгар искать отделения от греков.
Патриарх Иерусалимский сделал уступку, разрешив в церкви Иерус подворья в Адрианополе службу и на греч, и на славянском. Греки выступили против резко. Синод, в конце концов, постановил употреблять славянский на левых клиросах. Но о Писании сказано не было, отчего в храмах часто устраивались даже кровавые стычки. С конца 1858 года борьба греков и болгар обостряется, причем помимо церковной автономии болгары начинают требовать и политиической.
1860, 16 февраля - закрывается народный собор по выработке нового устава церковно-народного управления. Претензии болгар собором были отвергнуты как необоснованные. В результате в КПле и Адрианополе болгары стали в массовом порядке переходить в католичество. В Охриде, где Патриарх 6азначил митр. Велетия Велесского, грека, его изгнали и отказались поминать имя патриарха на литургии. Болгарская пртия в КПле разделилась на группу униатскую (в тч Драгон Цанков, будущий глава либералов Болгарии) и группу православную - вкруг Авксентия, б. митр. Велесского, и Иллариона Макариупольского, болгарского патриота, но с хорошей репутацией в Патриархии. Иларион относился с недоверием к России, опасаясь, мб , ее завоевательных планов на Востоке. Он 3 4 1860 на Пасху приказал вместо патриарха поминать "всякое епископство". Болгары стали возвращаться из унии в православие. Тогда новый вселенский патриарх Иоаким решился уступить. Но в конце 1860 г. он осудлил и снял сан с обоих архиереев. Турки сослали Иллариона.
1861, 25 февр. Окружное послание патр. Иоакима, осудившее и принявших унию, и епископов Иллариона и Авксентия. Послание обещало назначать болгар на священнические и епископские должности, по доброй воле Патриарха. Неопределенные и условные уступки не удовлетворили уже болгар, они потребовали больших прав. Патриарх созвал собор, осудивший болгарских епископов и националистов.
Слабость болгарских униатов. Юридически они не представляли "миллета" - народа, общины. Их главой стал Иосиф Сокольский, архиеп Болгарский, поставленный папой. Через пять месяцев он, однако, сбежал от иезуитов и с покаянием явился в русское посольство в КПле, оттуда в Киев-П лавру и там через два года умер.
Попытки выработать компромисс отверались Патриархом. Тогда греки сами заменили Патриарха Амассийским еп Софронием. Были сделаны уступки, но опять Болгары ими не удовлетворились. в конце 1866 г. низвели с кеафедры Софрония, 10 февр 1867 на его место один из прежде бывших патриархов КПля Григорий VI, представивший проект примирения с болгарами. Но и эти радикальные уступки уже не удовлетворяли болгар, национализм которых рос. А при этом еще и гречческая борьба за независимость!
Порта предпочла сделать уступки болгарам, выдвинув идею сосуществования двух юрисдикий на территориях - тезкере 3.10.1868, изданное в момент военных успехов болгар/?/.
1868 - неудачный исход Критского восстания
В том же году Синод, которого греки постоянно запрашивали, своими ответами /?/ восстановил их против себя. Но и болгары были недовольны нашей уклончивостью,хотя в целом ответ был блгопряитнее им: "Некоторые, если не все, желания болгар, заявленные пред вселенским патриархом, суть, конечно, желания самые естественные".
Но Синод против идеи Игнатьева о созыве вселенского собора. восточные же патриархи против болгар и за вселенскийц собор.
Изящное усложнение дела: сербское регентство заявило права Сербии на Ипекский и Охридский престолы как принадлежавшие некогда Великой Сербии. Если им дадут независимость, то они должны перейти под сербского митрополита.
Эллинистов поддерживала Франция.
Теплов В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. СПб., 1889.245 С.

продолжение - см. 56_bolg

1870, 28 февраля. Аали-паша вручает фирман болгарским выборным - в нем говорится об образовании Болгарского экзархата, фактически независимого от КПля.
Григорий VI - в ответ на болгарские выступления говорил, что "он удивлен, сыша слова "болгарский представитель", "болгарская нация", так как церковь не признает племенных различий". 87 При этом он попытался сблизиться с англиканской церковьтю.
1871 - уход в отставку Григория VI в знак протеста против чрезмерных прав болгар. На его место выбран Анфим, про-русский кандидат. Его уступчивость к болгарам те использовали по своему, постоянно расширяя своих требований. И провокация - самостоятяельная служба болгарских архиереев в КПле на Богоявление 6 1 1872 г., после демонстрации, вопреки нежеланию Анфима.
Болгары избирают экзархом Иллариона Ловчанского. - апрель 1872.  23.4.1872 Илларион выходит из подчинения КПлю за то, что греки отказались снять отлучение с нескольких болгарских епископов. В ответ греки отлучают Иллариона - май 1872. Тот начинает действовать самостоятельно, и турки выдают грамоты поставленным им архиереям.
в конце 1872 г. в отношении сербов к болгарам появились первые признаки враждебности.
уход патриарха Анфима, на его место Иоаким II, уже бывший патриархом. РЦ - примирительная позиция.
1876 - турки режут болгар. Греки чуть потеплее стали к ним относиться. Но только провинциальные, а столичные турки - против и болгар, и славян.
1878, 5 августа. Умирает Патриарх КПльский Иоаким II. Во время русско-турецкой войны он помешал туркам изгнать монахов с Афона. На его место избран кандидат мирян - солунский митр. Иоаким III.
1879 - Сербия, получившая политическую независимость, желает и автокефальной церкви. До 1832 она зависела от КП патриархата, а в 1832 получила автономию у КПля. Патриарх эту незавимисость предоставил, она была признана в ноябре 1879 года.
Цанков, переходивший из кат-ва в правосл и наоборот6 Каравелов - атеист - возглавляли болгарское прав-во, проводя секуляриз. линию, недоброж к церкви. Епископам уменьшалось содержание, отменено преп. в школах Закона Божия, бывшее при турках.

 

1858 - возрождение на Западе США - бизнесмен Джеремеи Ланфьер организует еженедельные собрания молитвенной группы при нью-йоркской еркви Олд Норс Датч - через два года прибавилось два миллиона новообращенных - затем в Чикаго ревайвл - в Ирландию, Англию, в Южн Африку и Индию. См. Колсон Ч. Любить Бога... М., 1991. С. 184-185.

1863: праздник тысячелетия славянского письма

В Болгарии торжественно был отмечен праздник тысячелетия славянского письма. Имелось в виду, что в 863 году началась “моравская миссия” свв. Кирилла и Мефодия. В России тоже праздновалась и эта дата, — в 1885 — тысячелетие со дня смерти Мефодия, но только в учебных заведениях и храмах. В Болгарии же практически заново началось почитание Кирилла и Мефодия как основателей именно болгарской национальной культуры, болгарской нации как таковой, почитание всенародное, не только с литератруными вечерами и концертами для интеллигенции. Но и с уличными шествиями и хороводами для народов. Кирилл и Мефодий стали национальными героями — наравне с теми, кто с оружием в руках боролся за освобождение Болгарии от турецкой власти. Разумеется, прямого отношения святые к Болгарии не имели и в ней не проповедовали; только ученики Мефодия после его смерти были вынуждены укрыться в Болгарии. Только в XI веке была создана легенда о том, что Кирилл проповедовал в Болгарии, перешедшая и в Повесть временных лет. Почитание святых было подчинено национализму и почитанию культуры. Их даже провозгласили славянами и, более того, болгарами, хотя ни один источник не дает к этому оснований (источник не называет их и греками, но это потому, что в 9 веке этому вовсе не придавалось значения). Неустанно подчеркивалось, что святые создали особую славянскую письменность. Но, во-первых, далеко не ясно, каково соотношение славянской письменности с той, которую изобрели святые. Во-вторых, изобретению ими письма в 9 веке тоже не придавали особого значения, просто дебатировался вопрос о соотношении национальных и сакральных языков. В совершенно определенном смысле создание славянской письменности стало орудием национального обособления. Латиница соединила западную Европу (в том числе, чехов, словаков, поляков), без малейшего ущерба для национальных культур (и отнюдь не примирив народы, употреблявшие латиницу, между собою — письменность тут все время была третьестепенным фактором). Кириллица воздвигла ощутимый, зримый барьер между употреблявшими ее народами и Западом, став еще одним барьером между Востоком и Западом (наравне с греческим алфавитом, который, однако же, был все же ближе к латинице; и антисемитизм, без сомнения, подпитывался чуждостью еврейской письменности). То оригинальное и ценное, что было создано славянами, не было оригинальным и ценным лишь благодаря особой азбуке. Творческий дух, без сомнения, и в латинской графике остался бы творческим духом. Тем не менее, провиденциально кириллица способствовала тому разделению Запада и Востока, которое само по себе, сверх разума и усилий людей, несло и несет определенный вызов людям, создает напряжение, заставляющее откликаться и не спать, а занимать сторону страстей либо любви.
Власов В.Г. 1 с.

О триумфализме европейского христианства

Главный духовный недостаток XIX века был назван "триумфализм". Католики, протестанты, православные, - все христиане Европы ответили на секуляризацию, отвращение мира от Церкви - отвращением же. Мы чувствовали себя участниками победного шествия, на свой лад истолковывая шум окружающей нас толпы. своеобразное манихейское двоичное мышление. Когда изредка представители неверующего мира приветствовали Церковь, отдавали честь ее заслугам перед обществом - это воспринималось как свидетельство того, что мир вынужден, несмотря на секуляризацию, признавать в Церкви высшее начало. Когда же мир отвергал Церковь, и это расценивается как победа Евангелия: Церковь и не должна вбирать в себя царство кесаря, и должна находиться с ним в дурных отношениях. Так рождалось двоичное восприятие мира, все объясняющее без раздумий, оберегающее собственную надменность.

О способах существования триумфализма

Фундаментализм в каждой конфессии и стране осуществлялся по-разному. У католиков - в виде короткого замыкания между верующими и папой при фактической нейтрализации епископата. У протестантов - в виде фундаментализма. У православных - в виде ухода в литургичность. Пусть мир досаждает Церкви обер-прокурорами, нигилистами, наукой - христиане торжествуют в храмах, в богослужении. Впрочем, уход в ритуализм был общим для всякого триумфализма: обряд стал восприниматься как полноценная замена всем сторонам церковной жизни, даже свидетельству о Христе перед неверующим миром. Успокоение же совести пришло через характерный для XIX века миссионерский энтузиазм. Только и католики, и протестанты, и православные занимались миссионерством не у себя дома, где в том была наибольшая нужда - а за границей, у "нецивилизованных народов". Молчаливо предполагалось, что "цивилизация" уже так побеждена Евангелием, что в миссии не нуждается.

 

4 июля 1892 г.: переопределение национализма

М.М.Федорова. Традиционализм как антимодернизм. - Полис. - 1996. # 1. Эссе о традиционализме как явлении, склонном к политической мифологизации. Традиционалисты сздают миф о золотом веке, миф о единстве (в противоположность плюрализму), протестуют против абсолютизации рационализма и в качестве не поддающегося рационализации начала приводят народ как субъект истории. Версией традиционализма является национализм. Термин сперва обозначал узко патриотическую позицию, шовинизм, национльные движения в старых европейских империях (национализм польский, сербский). Только “Морис Баррес в статье в “Фигаро” 4 июля 1892 года впервые дал этому термину политическое значение, сохраняемое и поныне: “относительно связная система идей и чувств, сосредоточенных на защите национальной идеи” (С. 158). Баррес был приверженцем детерминизма, причем физиологического, национализм для него способ понимания жизни. К национализму Баррес добавил антисемитизм.

1892: книга Вайса против протест. самоуспокоенности

Бультман Рудольф. Иисус Христос и мифология. Послесловие Сергея Лезова. Октябрь. 1995. # 12. С. 153-173. Публикация лекций 1951 г. Бультман подробно описывает потрясающую (для определенных теологов 19 в.) концепцию Иоганнеса Вайса в его книге 1892 “Проповедь Иисуса о Царстве Бога”. Мысль Вайса о том, что Царство Божие эсхатологично, что это не просто сообщество людей, казалась революционной немецким теологам. Лезов отмечает, что программа демифологизации, предложенная Бультманом, не есть ересь, но лишь способ проповеди Евангелия образованным людям, презирающим религию. Демифологизация противопоставляется социализации религии, исключению из нее трансцендентного, не пониманию важности встречи с Богом как Невидимым,  а не видимым. Бультман сам дает определение: “Демифологизация - это радикальное применение учения об оправдании верой в области знания и мсли. Как и учение об оправдании верой, демифологизация разрушает всякое стремление к гарантиям. Нет никакой разницы между гарантиями, основанными на добрых делах, и гарантиями, основанными на объективирующем знании. Тот, кто хочет верить в Бога, должен знать, что он находится в своего рода вакуме. ... Дом Бога освящает не благословение священника, а возвещаемое слово. ... Именно благодаря вере мир становится профанным местом ... И однако мир - Божий мир и сфера действия Бога. Поэтому наше отношение к миру как верующих парадоксально. {На языке 1 Кор 7.29-31} Можно сказать: “Имеющие современное мировоззрение должны жить, как не имеющие” (172-173).

Johnson Paul. A History of christianity. Norwich, 1978. Peregrine House. Penguin Books. 556 P.

19  в 1804 Charles de Viller указал на связь экон успехов с протестанизмом 0 отчего ватикан с подозрением относился ко всякому модернизму и инновациям как протестантской ереси.  317.
363 1801 - конкордат - Наполеон решил, что национализм крепче с примесью религи. Мотивы совершенно ссветские конкордата. Коронацию Напа рассматривали как поражение папы - унижение - но папство-то выиграло по сравнению с 18 веком, когда его гнали на всех фронтах - когда кроме глав нац гос-ств у них не было опоры - поражение рационализма и деизма обнаружило глубюокую силу католицизма как религии масс, особенно буржуазии и крестьян6 которым добавила политич веса революция. 802 - Шатобриан это уловил, силу хрва - 814 возрождение иезуитов 365 - популистский триумфализм
369 - ревивализм в англии - против закостенения методизма евангелизм, в Британии как "рантеризм" - среди беднейших слоев замена политич активности - в Редруте в Корнвале в 1814 ревайвл шел девять дней и ночей подряд, сотни каялись. Евангелизм в отл от Уэсли и к высшим брж кассам - подлинный основатель Джон Торнтон из Слэпхэма р 1720  богатейший купец Англии, ум 1790 -Уилбирфорс Вильям. Проникли в иерархию англик цвив перв пол 19 века. Слабость  - в прямой опоре на Библию, которая раньше была силой, но теперь, при развиити научной кртики - увы! - потеря веры от Штрауса 1835, хотя тот и оговаривался, что не подвергает сомнению догматы. Постоянный отъод от Христ-ва с 30 гг, зтем после Дарвина в 50, начале 60-х. 376.
377 в 1850 г один поп выиграл прцоесс против еп-па, не желавшего  его принимать из-за еретичества - выиграл процесс в светском суде - те англик цвь не могла даже справляться с еретиками в своих рядах - началось формирование высокой цви - ее движение к Риму - возрождение в 1820 в Оксфорде, колледж Oriel - Ньюман и пр - упор на ад, отказ от эразмства, рационализма - особенно их влекло в католицизме власть. Привлекательность в папстве тех именно черт6 которые раньше отталкивали - порядок, единство, сила, полнота, система, древность. Катол Цвь - триумфальный монолит. 380
382 Католзм - атака на разум и наука плюс возвращение к нравственному всеохватному послушанию клирикам. Оживление редемптористов - ад -
384 де Местр - О Папе - глава миллионов, а не собеседник королей - движение во Фр Цви аббата Ла Меннэ - католицизм и демократия - при нем Монталамбер - романтич аристократ6 возврат к ср векам - смахивают на оксфордское движение того ж времени - расплывчатость убеждений и их нетвердость - от веры в монарха-реформатора к ненависти к Бурбонам и надежде на одного папу - гос-во как препона папству
387 Разочарование Ламеннэ (из демокр принципа слил фамилию) и Шатобриана в конкретном папстве  - Григ 16 консерватор, антилиберал, опопра на прави-ва- не одобрил и польского восстания - с 32 г инициатива Ламеннэ захлебнулась -
388 - но Цвь научилась от Ламеннэ - и триумфалист ы в частности - идее популизма, только отвергли его предпосылку, что Цвь должна пойти на компромисс в социальной доктрине - ибо популум привлекался именно ее консеватизмом! Испуг буржуа после 48 г - как вольтеры обратились в цвь от страха - бездушный союз с Напол 3 - новый папализм - поддержка во Франци - юниверс - Veuillot -  "девоциональное благочестие, культ папства, под тонкой пеленой эмоционализма и сентиментальности, механическое средневековое хр-во" - вот среда триумфализма и папизма
еп-пы потеряли власть - священники напрямую к папе - Пий 9 прошел от церк либерализма к консерватизму именно пч тот привлекал, а первый отпугивал - перелом в 48 году - 54 г 7 догмат о непорчо зачатии буллы Ineffabilis Deus - в 64 провозгласил 65 год юбилейный - чисто средневековый жест - и к энциклике о юб годе присоединилсиллабус: пункты 1-7 осуждали пантеизм, натурализм, абсолютный рационализм; 15-18 0 индифферентизм, латитудунарианизм, социализм, коммунизм, секретные об-ва, библейские об-ва, либеральные клерикальные группы. 79 - против свободы речи. Монталамбер - и мн др либералы поражены -
394 - 1870 год - непогрешимость, собор, хотя формула довольно узкая, думали о непогрешимости и писем и энциклик пап.  папство достигло тотального контроля внутри римского хр-ва, которого не могла достигнуть даеж в 13 веке - замечу от себя6 пч само хр-во было со-овсем другим. Наделяись выйти из крепости и вновь завоевать мир.
408 знаменитый декрет 1812 - запрет иммунитета духов-ва в латинской америке - довершил ослабление короны. Попы - лидеры революции, и поклонявшиеся им индейцы. Восччстание сент 1810 начал сельский куре в городе Долорес в Михоакане. Контроль над колониями Испании удавался благодаря не армии, а попам.
428 в США - впервые с времен Ср Веков об-во, в котором институциональное хр-во было за прогресс и свободу, а не против них.Терпимость , эразмианство в стремлении реализовать человеч свободу- хр-во не как тоталитарное об-во, а как неограниченное об-во. Это поразило Токвиля (демократия в Америке 1835). При этом в 1750-1820 пресвитерианство и конгрегац. перестали быть доминирующими и формоопределяющими, уступив баптистам и веслианцам. Начало 19 в - концепция избранного нар ода и котла наций, которое помешивает провидеие. Концепция изоляции от Старого Света  - мир греха, тьмы. Этический окрас хр-ва США. Рефлективный аспект хр-ва почти вымыт. Не созерцание Богу, а служение ему. Мало мистики и сакраментализма, нет теологии. Образование высшей школы как независимой от цви, но не не-релиигогиозной. Школа закладывала христианский фундамент, дома семья украшала сектантскими частностями. Концепция - для всех религий - демократиии как религиозной ценности - созрела к 19 веку. Духовный и светский миры взаимозависимы. 432 - Конрад Moehlman - в 944: "Демократия есть религия большинства американцев". Система действенны при условии 1. высокая степень религиозности нации, преимущества единства заменены преимуществами разнообразия - соревновательность, активность; 2. определенное согласие по базовым ценностям. Здесь америк хр-во сломалось - в вопросе о рабстве разделились не отдельные номинации, а каждая номинация внутри себя.436 и далее. 439: все же большинство амер хр-н глядели на гр войну не как на разгром хр-ан, а как н американо-христ. победу. Подкрепли ивидение англ-сакс. расы как дарующей свободу и свет. Освобождение рабов как честь евангелизации мира.
445 всплеск миссионерства английского и пр. в Африку. Мировое протестантское явление. 804 - Британское и иностранное библ. об-во, 810 - американский штаб комиссионеров иностранных миссии1 - конгрегацион. в осн. 824 - берлинск об-во, 821 - в Дании, 822 - Франции, 835 - Швеции, 842 - Норвегии. Это первая волна евангелизации, вторая, еще бол шая, с 850 пришла из США, особенно на дальний восток. Соединенялись с колониализмом и коммерцией. в азитаских и африкан глазах переплетены. Трудно определить истинное место миссионерск импульса среди других - напр. у Ливингстона. Иногда миссионеры - как в Новой Зеландии с 814 - враждебно относились к колониализму. А войну канонерок пришлось рассматривать как промыслительную. В Африке прав-во сделало евангелизацию своим орудием. Томас Бакстон, преемник Уилберфорса в анти-рабской камнпаии: "Библия и плуг должны возродить Африку". Миссионеры втягивались в политич. опеку над туземцами, даже если не желали,
450 к 815 г. католич миссии практич исчезли 0 осталось во всем мире лишь 270 человек. Но затем - восстановление иезуитов и, главное, народный французский ультрамонтанизм, основание миссионерских орденов  816: Облаты непорочной Марии, 817 - маритисты, 859 - силезианцы, 862 - Scheut Fаthers, 868 - белые отцы. Особенно в африке, причем с поддердкой властей - особенно Шарль Лавижерье, еп; Нанси, затем кардинал-архиеп. Алжира. "Бог избрал Францию чтобы сделат Алжир колыбелью великой и христианской нации". Но преодолеть сопротивление ислама не смог. В целом католицизм оказался ближе африканцам-идолопоклонникам, чем протестантизм.
452 Стенли
Миссионеры слишком легко брались за ружье. Телесное наказание туземцев миссионерами - как и светскими деятелями. В целом, однако, миссионеры стояли выше и выше ценились, о них отзывались хорошо. Легенда о Ливингстоне. Новый тип героя европейского и особенно американскогоо общества 0- миссионеры. У их соперников 0 империалистов - были уязвимые места6 миссионры были в целом неуязвимы. Огромная пропагандистская машина, их биографии.
455 Оптимистическая вера в то, что вское весь мир будет обращен. Соперничество католич триумфализма и протестантского - в осн. американского. успех проповеди как критерий нравст. правды. Интервенционалистская теология. Особенно соперничество с Испанией - вытеснение католицизма. Захват Филиппин - для Бога и просвещения. За Англо-саксанское человечество. расизм на базе дарвинизма.
462 католич триумфализм - народный, горькое свидетельство об истине миру, отрекшемуся от хр-ва и катящемуся к цви - под отречением от хр-ва имелось в виду ниспровержение среднев папизма - и протестантский триумфализм: отождествлявший хр-во с совр прогрессом и демократией, американской системой. Но папы напрасно делали вид, что не несут ответств-ти за совр. мир: они очень даже действовали в нем через рядовых католиков, именно через популизм триумфализма.
463 Только папство смогло нанести поражение Бисмарку и его культуркампфу. В 1871 Бисмарк запрещает католич. еп-пам удалять старокатоликов с професс кафедр - 872 - программа секуляризация школы, изгнание иезуитов, разрыв с папским гос-вом, посажены несколько еп-пов и сотни священник ов. 878 - новый папа, Лев 13, больший реалист - бисмарк устал 0- к 1887.
464 Папство не столько изолировалось от мира, сколько вело его в консервативном направлении. В Италии Лев запретил избирать и быть избранными, но в Германии поощрял католич общ-сть, в 885 энциклика Имморале Деи 0 движение к призннию демократич избранных правительств. Против разводов и социализма. В 890 признал, что цвь не противопостоит никаким частным системам прав-ва, лишь бы те осуществляли право.
465 Во Франции обзсть католическая переключившись с галликанизма на ультрамонтанизм стала более папской чем папа. Возрождение антиклерикализма, большего6 чем в 18 в. Убиты архиепископы Парижа в 848 и 857 и 870.
466 для отождествления католицизма с народом - особые механизмы. Для евангелизации раббочих - 845 - отец d'Alzon основывает ассумпционист орден специалиально для работы среди низших классов. Его орган - Ла Круа. Против Дрейфуса и жидов активно - в конечном итоге оказалось катастрфоой для франц католич цви, отождествив ее с антисемитизмом благодаря именно позиции ассумпционистов. Тем более самые рьяные антисемиты католиками не были, как и основатель Аксьон Франсэз анти-дрефусовского Шарь Maurreas. Многие молодые католики - дрейфусары (Пеги). 899 - Лев за Дрейфуса, когда уже было ясно, что тот невиновен - и все же французы-католики его не послушались (в целом).

1800-1823 Пий VII. Луиджи Барнаба Кьярамонти, р. 14 8 1740 в Чезене, бенедиктинец, 1785 кардинал, избр 14 3 1800, ум 20 8 1823 в Риме.
1823-1829 Лев XII, Аннибале делла Дженга. р 22 8 1760 в замке Дженга около Сполето, с 1816 кардинал, избр 28 9 1823, ум 10 2 1829.
1829-1830, Пий VIII, Франческо Саверио Кастильони, р 20 11 1761 в Чинголи около Анконы, 1816 кардинал, избр 21 3 1829, ум 30 11 1830.
1831-1846 Григорий XVI, Батоломео Альберто Капеллари, р 18 9 1765 в Беллуно, камедул, 1826 кардинал, избр 2 2 1831, ум 1 6 1846.
1846-1878 Пий IX, Джованни Мариа Мастаи-Феррети, р 13 5 1792 в Сенигальи около Анконы, 1840 кардинал, избр 16 6 1846, ум 7 2 1878.
1878-1903 Лев XIII, Винченцо Джоакино Печчи. р 2 3 1810 в Карпьенто, 1853 кардинал, избр 20 2 1878, ум 20 7 1903.

Perkins Alfred. From Uncertainty to Opposition: French Catholic Liberals a Imperial Expansion, 1880-1885. The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2,  204-224.
Традиционно считается, что католики - все правые антиреспубликанцы - были за империалистическую экспансию как выгодную для миссионерства. На практике правые критиковали империализм, но это объясняли как их тактическую попытку ослабить республиканское правительство.
С 1879 г. республиканцы получили большинство в Палате и Сенате, правили в Елисейском Дворце и вели активную антицерковную кампанию, которой заправляли Леон Гамбетта и Жюль Ферри (обычно их относят к “оппортунистам”). Антиклерикальная пропаганда в основном велась против орденов и за создание светской начальной школы. Католики были разделены на три группы (легитимисты, орлеанисты и бонапартисты) и потому не могли единым фронтом противостоять натиску, а ведь последний потомок Бонапарта был убит в 1879, а последний Бурбон умер в 1883 г.
Либеральные католики - Дупанлу, Лакордер, Монталамбер - верили, что церковь, не идя на компромисс в вере и нравственности, должна отчасти приспособаливаться к обществу. В Палате у них было 20 мест, правый центр, орлеанисты. Очень боялись демократии как формы демагогии. Когда правительство Ферри захватило Тунис, они молчали. Слишком дешевой и выгодной казалась обществу победа. Когда выяснилось, что денег уйдет много, герцог де Брольи стал рупором недовольства. Но либералы боялись выглядеть непатриотично, порицали республиканцев за авантюризм. Неожиданным для них оказался и кризис в Египте, они заняли позицию тотально негативную: и против исламской угрозы, и против любых путей ей противостоять. Выступали прежде всего за союз с Англией для противостоянии Германии и против ослабления обороноспособности в заморских войнах. Еще активнее против колониализме в Юго-Восточной Азии, посылки солдат в устье Краской реки весной 1883 г. Де Брольи считал, что эта экспансия обречена на провал, покзывает некомпетентность республиканцев. Ультраконсервативные католики выступали за колониализм (газета “Юнивер”, “Ля Круа” — орган ассумпционистов). “Монд”, орган умеренных католиков, выступила за “национальную гордость и воинственный дух” (20.12.1885) в момент, когда кризис достиг максимума: в октябре 1885 г., после выборов, потребовав оккупации Тонкина. Либералы же по-прежнему меньше внимания уделялись освещению миссионерства, указывали на нереальность имперской политики, важности сопротивления Германии.

Rhodes, Royal W. The Lion and the Cross: Early Christianity in Victorian Novels. Columbus: Ohio State UP. 1995. Pp. 400. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.
Беспрецедентный случай, когда вдруг епископы и духовенство бросились писать романы сразу, вместе (“Фабиола” архиеп. Вестминстерского Вайсмана, англиканина декана Вестминстера Фаррара, Ньюмана (“Каллиста”). Все эти романы прочно забыты, не говоря о десятках более низкого качества. Некоторые из них были просветительскими, большинство доказывали какой-то современный тезис: за терпимость, за или против целибата, за догмат или против догматизма, против огосударствления Церкви.
Wolffe, John. God and Greater Britain. Religion and National Life in Britain and Ireland, 1843-1945. New York: Routledge, 1994. Pp. 324.

Smith, Helmut Walser. German Nationalism and Religious Conflict: Culture, Ideology, Politics, 1870-1914. Princeton: Princeton UP. 1995. Pp. 271. Рец.: The Catholic Historical Review , vol. 82 (1996), 2.
Книга показывает общность проблем Германии и других европейских стран. Страна была разделена по конфессиональному признаку. При этом на границах разделения были весьма экстравагантными: польские протестанты были верны Берлину. Проблема заключалась в том, как представулять себе нацию, конфессионально разделенную. Автор использует концепцию “официального” и “народного” национализма, но полезно было бы использовать и концепцию “объективного” и “субъективного” национализма (рец. Рональда Росса).
Dolan Jay P. The Search for an American Catholicism. The Catholic Historical Review, vol. 82 (1996), 2, 169-186.

 

Talar C.J. Saint of Authority and the saint of the spirit: Paul Sabatier “Vie de s. Francois d’Assise. — The Catholic Historical Review. 1996. No. 1. Pp.  23-40. К.Талар. Святой власти и святой духа: о книге Сабатье “Жизнь святого Франциска Ассизского”.
Книга Поля Сабатье (1858-1928) о Франциске Ассизском вышла в ноябре 1893 г. Автор был неизвестен специалистам, но книга мгновенно получила огромную популярность. Ватикан внес ее в Индекс, а Французская академия присудила премию. Сабатье был либеральным протестантом (в отличие от Ренана, который был просто рационалистом), и в этом смысле ближе к католикам. Но метод книг совпадал: развеять ореол чудесного, рационализировать сверхъестественное. Книга воплощала романтизм 19 века, делавший из героев милых себе людей. Подчеркивалась любовь к человечеству, животным, к свободе, противопоставлялся оригинальный человек, харизматический гений — иерархии, которая его опошляла и приручала. Франциск делался человечнее, чем в житиях, противопоставлялся толпе, религия духа противополагалась религии власти, делался акцент на нравственности.

 

Библиография

Адамов Е.А. Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма. 1870-1900. Сб. документов. М.-Л., 1931.
Рункевич С. История христианской церкви в XIX веке. ТТ. I-II. Т. II. Православный восток. С. 758. ПГр., 1901.
Altholz, Josef L. The churches in the Nineteenth Century: Indianopolis: The Bobbs-Merrill Company, 1967.
Bury J.B. History of the Papacy in the 19th Century: Liberty and Authority in  the Roman Catholic Church. Ed. by R.H.Murray. NY: Schoken Books, 1964.
Demarco Domenico. Il tramonto dello stato pontificio (Il papato di Gregorio XVI) Torino 1949
Nielsen Fredrick, The history of the Papacy in the XIXth century, v. I, London 1906.
Woodward E.L. Three studies in european conservatism (Metternich, Guizot, The catholic church in the ninteenth century), London 1929.

Дарвинизм
Astore William. Gentle skeptics? American Catholic Encounters with polygenism, geology, and evolutionary theories from 1845 to 1875. — The Catholic Historical Review. 1996. No. 1. Pp. 40-76.

Moore James. The Post-Darwinian Controversies: A Study of the Protestant Struggle to Come to Terms with Darwin in Great Britain and Americam 1870-1900. Cambridge, 1979.
LivingstoneDavid. Darwin Forgotten Defenders: The Encounter bwetween Evangelical Theology and Evolutionary Thought. Grand Rapids, Michigan, 1987.
God and Nature: Historical Essays on the Encounter between Christianity andScience. Berkeley and Los Angeles, 1986.

 

19 век
Many Are Chosen: Divine Election and Western Nationalism. Ed. Hutchison, William, and Hartmut Lehmann. Minneapolis: Fortress Press, 1994. Pp. 306. [Национализм и религия в 19 веке]

Англия
Church R.W. The Oxford Movement: Twelwe Years, 1833-1845. Chicago: University of Chicago Press, 1970. Переиздание книги 1891 г.

Африка

Webster, J.B., The African Churches among the Yoruba 1888-1922. Oxford 1964

Америка

Leclerc Max, Chioses d'Amerique: Le crisis economique et religieuse aux Etats-Unis en 1890. Paris, 1891.

Италия
Jemolo Arturo Carlo, Chiesa e Stato in Italia negli ultimi cento anni, Torino 1952.
Китай

Boardmann, E.P., Christian Influence upon the Ideology of the Taiping Rebellion. L., 1952

Мексика

Farris N.M., Crown and Clergy in Colonial Mexico, 1759-1821 L 1968

США

Matthews, Donald G., Slavery and Methodism: a Chapter in American Morality Princeton 1965
Silver, James W., Confederate Morale and Church Propaganda. Tuscaloosa 1957

Франция

Chapman, Guy, The Dreyfus Case L 1955
McManners J. Church and State in France, 1870-1914. NY: Harper and Row, Publishers, 1973.
Philips C.S. The Church in France (1848-1907). London. 1936.
Vildar Alec R., Profecy and Papacy: a study of Lamennais, the church and the revolution. London. 1954.

Пий IX

Hales, E.E.Y., Pio Nono L 1962

Исидор [Петухов], митр.

Петухов Н. Высокопреосвященный митрополит Исидор (К 60-летию со дня его смерти). // ЖМП. 6 1952. С. 34-40.

 

Фабер

Addington, Raleigh, ed. Faber, Poet and Priest. Select Letters by Frederick William Faber from 1833-1863. L., 1974

 

Непонятно:
Dunham, Chester F., The Attitude of the Northern Clergy towards the South, 1860-55, Toledo 1942
Gasper, Louis, The Fundamentalist Movement - The Hague 1963
Jordan, E.K.H., Free Church Unity: A History of the Free Church Council Movement, 1896-1941 L 1956

Mourret, F. Histoire generale de l'Eglise, v. 8 (1823-1878). P., 1919.
Stepischnegg, J. M. Papst Pius IX und seine Zeit, Bd. 1-2. Wien, 1879.
Thureau-Dangin, P. La renaissance catholique en Angleterre au 19 siecle, v. 1-3. P., 1899-1906.
Ward, W. The life and times of cardinal Wiseman, v. 1-2. L., 1897.
Warnkonig, L. Ueber den Conflict des Episcopats der oberrheinischen Kirchenprovinz mit den Landesregierungen in derselben. Erlangen, 1853.
Debidour, A. Histoire des rapports de l'eglise et de l'etat en France (1789-1870). P., 1898.
Desdevises du Dezert, G. L'eglise et l'etat en France, v. 2 (1801-1906). P., 1909.
Maurain, J. Le Saint-Siege et la France de decembre 1851 a avril 1853. P., 1930.
Maurain, J. La politique ecclesiastique du second Empire (1852-1869). P., 1930.
Piolet, J.B. Les missions cathiloque francaise au 19 siecle, v.1-6. P., 1900-1903.
Tournier, J. Le cardinal Lavigerie et son action politique (1863-1892). P., 1913.
Первый Ватиканский собор:
Arthur, W. The pope, the kings and the people. L., 1903.
Friedrich, J. Geschichte des Vatikanischen Konzils. Bd. 1-3. Bonn. 1877-1887.
Fromman, F. Geschichte und Kritik des Vaticanischen Concils. Gotha, 1872.
Huet, F. La revolution religieuse du 19 siecle. P., 1867.
Mourret, F. Le Concile du Vatican, d'apres les documents inedits. P., 1920.
Goyau, G. Bismark et l'eglise, le Culturkampf (1870-1887), v. 1-4. P., 1911-1913.
Соколов В.К. Католическая церковь и государство в Германии во второй половине 19 ст. Казань, 1912.
Адамов Е.А. Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма. М.-Л., 1931.
Байков А.Л. Современная международная правоспособность папства в связи с учением о правоспособности вообще. СПб., 1914.
Briere, Y. de la. L'organisation internationale du monde contemporain et la papaute souveraine. Premiere serie, 1885-1904. P., 1904.
Boudou, A. Le Sainte-Siege et la Russie. Leur relations diplomatiques au XIX siecle, v. 1 (1814-1847). P., 1922; v. 2 (1848-1883). P., 1925.
Коровин Е.А. Католицизм, как фактор современной мировой политики. М.-Л76 1931.
Crispolti, C. La politica di Leone XIII. Roma, 1912.
Des Houx, H. Histoire de Leon XIII. P., 1900.
Germiny, C. de. La politique de Leon XIII. P., 1902.
Goyau, G. Le pape, les catholiques et la question sociale. P., 1895.
Левицкий В. Современные стремления папства. Письма из Италии, 1895-1908. СПб., 1908.
Mac Carthy, J. Leo XIII. L., 1896.
Nielsen, F. History of the papacy in the 19 century, v. 1-2. L., 1906.

старокатолицизм:
[Dollinger] Papstfabeln des Mittelalters, 2. Aufl. Stuttgart, 1870.
Керенский Вл. Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие. Казань, 1894.
Красножен М. Происхождение старокатолицизма и IV старокатолический интернациональный конгресс в Вене. Юрьев, 1898.
Schulte J.F. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung and rechtlichen Stellung in Deischland. Giessen, 1887.

Barbier, E. Histoire du catholicisme liberal et du catholicisme social en France du concile du Vatican a l'avenement de S.S.Benoit XV, v. 1-5. Bordeaux, 1923.
La Belgique et le Vatican. Documents et travaux legislatifs, concernant la rupture des relations diplomatique entre le gouvernement belge et le Sainte-Siege, v.1-3. Bruxelles, 1881.
Боннефон Ж. Лурд - величайшая в мире фабрика шантажей. М., [1930].
Bonet-Maury. Histoire de la liberte de conscience en France depuis l'edit de Nantes jusqu'a la separation. 2 ed. P., 1925.
Collins, R.W. Catholicism and the second french republic. N.Y., 1923.
Debidour, A. L'eglise catholique et l'etat sous la troisieme Republique (1870-1906), v. 1-2. P., 1906-1909.
Lecanuet, E. L'eglise de France sous la troisieme republique, v. 1-4. P., 1910-1931.
Rimbault, P. Histoire politique des congregations religieuses en France depuis 1789, v. 1-2. P., 1928.
Tavernier, E. Cinquante ans de politique: l'oevre d'irreligion. P., 1925.
Шик Э. Парижская коммуна и церковь. М., 1929.
Teste, L. Leon XIII et le Vatican, 4 ed. P., 1880.
Becker, J. Relationes diplomaticas entre Espana y la Santa Sede durante et siglo 19. Madrid, 1908.
Fernandiz, J. don. Das heutige Spanien unter dem Joche des Papstums. Frakfurt a.M., 1909.
Попов В. Религиозная жизнь в современной Испани. Киев, 1914. (Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1913/14 г., с. 1-54).

Bohtlingk, A. Bismarck und das papstliche Rom. B., 1911.
Градовский А.Д. Государство и церковь в Пруссии. Пятнадцать лет "культуркампфа" (1870-18886) (Вестник Европы, 1886, июль, с. 151-198; август, с. 618-657; сентябрь, с. 60-91).
Guyau, G. Bismarck et l'eglise, v. 1-4. P., 1911-1913.
Hahn, L. Geschichte des Kulturkampfes in Preussen. B., 1881.
Kissling, J.B. Geschichte des Kulturkampfes im Deuschen Reiche, Bd. 1-3. Freiburg im Breisgau, 1911-1913.
Knopp, J.N. Ludwig Windthorst, ein Lebensbild. Dresden, 1898.
Rossler, A. Das deutsche Reich and die lirchliche Frage. Lpz., 1876.
Thompson G.B. The Kulturkampf. Toronto, 1909.

Павлович А. Старокатолицизм в Швейцарии. - Христ. чтение, 1893, \январь-февраль, с. 154-176.
Woeste, C. Histoire du Culturkampf en Suisse (1871-1886). Bruxelles, 1887.

Makower, F. Die Verfassung der Kirche von England. B., 1894 (Имеется английский перевод).
Орлов Е. [Ф.Ротштейн]. Школа и церковь в Англии. - Образование, 1907, #12, с. 75-113).
Binns L.E. Religion in the Victorian era. L., 1936.

диссидентство в западной европе
Clark H.W. History of english noncomformity from Wyclif to the close of the 19th century, v. 2. L., 1913.

Kissling, J.B. Der deusche Protestantismus (1817-1917). Eine geschichtliche Darstellung, Bd. 1-2. Munster, 1918.

Tiffany, C. History of the protestant episcopal church in the United States of America. N.Y., 1895.

Cohen, P,A., China and Christianity: the Missionary Movement and the Growth of Chinese anti-foreignism. London, 1963.

 

Burnichon, J. La compagnie de Jesus en France, v.1-3 (1814-1860). P., 1914-1919.
Debidour, A. Histoire des rapports de l'Eglise et de l'Etat en France de 1789 a 1870. P., 1898.
Duine, F. Lamennais, sa vie, ses idees, ses ouvrages. P., 1922.
Geoffroy de Grandmaison, C.A. La Congragation (1801-1830). P., 1889.
Weill, G.J. Histoire du catholicisme liberal en France (1828-1908). P., 1909.

Cretineau, J.A.M. Histoire du Sonderbund, v.1-2. P., 1850.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова