Павел Таганрогский (8.11.1792 - 10.3.1879). Сын богатых черниговских помещиков
Павла и Параскевы Стожковых. Сам он вспоминал, что с детства хотел одного - стать
монахом. В шестнадцать лет убежал из дому и год бродил по монастырям, а когда
вернулся, отец его избил и приказал забыть о монашестве. Однако, отец не смог
заставить Павла учиться (в отличие от его брата Ивана, который образование получил).
Не мог отец и достать Павла из могилы, так что после смерти родителей Стожков
роздал свою долю наследства, отпустил на волю крестьян и вновь стал бродить по
разным обителям, от Соловецкого монастыря до Почаевской и Киевской лавр. Однако,
видимо, что-то ему в монастырях не понравилось (так ведь и все первые русские
старцы той эпохи селились в лесах, а не в монастырях), и в конце концов он поселился
в Таганроге и стал тут жить как простой чернорабочий. У него хватало сил, чтобы
заработать себе на хлеб подённой работой. Одевался он как крестьянин, говорил
по-украински, что тогда было для дворянина не совсем прилично. В Таганроге умер
в 1825 году император Александр Павлович, и ходил слух, будто царь всего лишь
переоделся в крестьянскую одежду и отправился в Сибирь, где и умер старцем. Жизнь
Стожкова показывает, что и в самом Таганроге можно было стать святым. В последние
годы жизни он снимал маленький домик в Депальдовском переулке (теперь Тургеневский
пер., д. 82), откуда открывается вид на Азовское море. Каждый день ходил в церковь,
куда пожертвовал восемнадцать серебряных лампад. Его привыкли видеть тут со скамеечкой
и белым полотенцем, которым он протирал иконы. Его комната, как и келья Серафима
Саровского, была наполнена иконами, перед которыми день и ночь горели свечи, и
уставлена съестными припасами. Только преп. Серафим собирал провизию для женской
обители, которой помогал, а Стожков раздавал еду нуждающимся. Его почитали как
"благочестивого старца", к нему приходили крестьяне за советом, у него
было много почитательниц и несколько почитателей, которые руководствовались его
советами. В квартире образовался своеобразный неформальный монастырек - тут жили
и пожилые женщины, и подростки, бывшие "в послушании" у Павла. Некоторые
горожане относились к Стожкову как к раскольнику, потому что поведение его не
было обычным. Некоторые почитали его как почитали тогда юродивых, обращая особое
внимание на резкие черты в его характере: он мог и выругать, и палкой побить,
и продукты раздавал вроде бы с особым смыслом. Среди его воспитанников был некий
Каллистрат, которого "старец" однажды крепко побил палкой - тот позднее
стал вором; почитатели Стожкова сочли, что битье и было своеобразным предсказанием
того, что юноша собьётся с пути, хотя логика подсказывает, что, возможно, он потому
и сбился, что был бит без причины. Вероятнее всего, причина-то была, только осталась
неизвестной посторонним. Сам Стожков недолюбливал ханжей - странников, изображавших
из себя юродивых, хотя своих "послушниц" посылал паломничать по монастырям.
После смерти Стожкова баронесса Елизавета Таубе купила квартиру, где он жил, и
подарила ее ученицам старца, так что монастырёк сохранился. Руководила общиной
Мария Величко, добившаяся разрешения поставить над могилой старца каменную часовню
с мраморной гробницей. в 1928 году Величко была арестована, власти пытались представить
почитателей Павла Стожкова контрреволюционерами, но в конце концов их освободили.
Канонизирован 20 июня 1999 г. Синодом МП как местночтимый Ростовской епархии.
Память 10/23 марта.
См. книгу Цурютиной.
О Величко: http://taganrog.orthodoxy.ru/articles/article.php?id_article=36,
2005. умерла 29.6.1943.
|