Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Тихон Задонский (р. 1724, с. Короцк Новгородской губ. - 1783). Сын дьячка Савелия Кириллова Тимофей; вообще-то фамилией тогда служило отчество, так что ему следовало бы быть Тимофеем Савельевым, но в семинарии, оформляя бумаги, мальчика назвали красиво, Соколовым. Он учился отлично и сделал молниеносную карьеру, осуществив заветную мечту тысяч пономарских детей: в 34 года стал префектом семинарии, в следующем году уже был архимандритом Тверского Желтикова монастыря, а 13 мая 1761 года уже был рукоположен в епископа Кексгольма и Ладоги, то есть, викарием Новгородского архиерея. “Учёные” монахи ценились высоко в “век Просвещения”, и в 1763 г. Тихон уже стал самостоятельным архиереем во главе Воронежской епархии. Однако, он провёл на этом посту лишь четыре года и в 1767 г. ушёл в отставку. Официальным предлогом было слабое здоровье, однако в реальности Тихон просто нашёл в себе мужество отказаться от чужого призвания. И будучи архиереем, он много писал поучений к пастве и духовенству, требовал, чтобы каждый священник имел дома Новый Завет и ежедневно его читал, — в общем, пытался пером справиться там, где другие архиереи справлялись жезлом. Однако, “век Просвещения” был на самом деле скверной эпохой для просвещённых людей, просвещение любили как средство повелевать людьми и делать из них нечто вроде механических кукол. Тихон для этого слишком любил людей. В отставке он поселился в Богородицком монастыре Задонска, обители очень скромной, но даже на скудном провинциальном фоне смотрелся слишком простым: спал на соломе, укрывшись тулупчиком. Каким же он был невзрачным, если даже здесь над ним посмеивались свысока! Много писал книг, не скрывая того, что любит не только православных авторов (его главное сочинение “Об истинном христианстве” во многом вдохновлялось сочинением немецкого христианина с таким же названием). Почти ежедневно посещая храм, он со временем совершенно перестал сам участвовать в службе, не потому, что ленился, а потому что не хотел тех знаков почтения, которые полагались архиерею, просто стоял в алтаре и молился. Однажды Тихон решился было переселиться в Иверский Валдайский монастырь, куда его звали настоятелем, но послушался старца, который оотозвался об идее кратко: “Беснуешься”. В 1778 г. Тихону было видение Матери Божией с апостолами Петром и Павлом, говорившее о необходимости молиться о мире перед наступающими военными грозами (и, действительно, уже после смерти святителя началось несколько десятилетий европейских революций и войн). За год до смерти Тихону приснилось, будто он стоит в храме и священник подносит ему накрытого одеялом Младенца; святитель целует Младенца в правую щеку, а тот ударяет его в левую. Когда Тихон проснулось, оказалось, что у него парализована левая сторона тела. Он принял эту болезнь с радостью, и скончался, как и предсказывал заранее, в воскресенье. Прославлен в 1861 году, сразу после освобождения крестьян - вот кто его любил как "своего"" за православие, похожее на прочную, неброскую, вечную одежду, в которой, впрочем, и по Москве не стыдно пройтись. Память 13/26 августа.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова