Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

1648 ГОД: ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ. НО НЕНАМНОГО

Самое главное событие XVII века — это мир. Мир вообще всегда — событие, а война — отбытие, убытие в смерть. XVII век — это Вестфальский мир.

Вестфальского мира, правда, не было. Была Тридцатилетняя война, была Восьмидесятилетняя война, они закончились в 1648 году, наступил мир, переговоры о котором проходили в Вестфалии, но не было документа, который бы назывался «Вестфальский мир».

Например, научно-популярные тексты обычно сопровождают статью «Вестфальский мир» репродукцией картины Герарда Терборха «Заключение Вестфальского мира». На самом деле, Терборх запечатлел ратификацию мирного договора между Голландией и Испанией 15 мая в Мюнстере (сам договор был заключён 30 января). Мюнстер, конечно, находится в Вестфалии.

Картина находится в Амстердамском Художественном музее. Естественно предположить, что голландец Терборх написал картину для голландцев. Нет, глобализация уже тогда начиналась: молодой Терборх был на службе у испанского аристократа, в Мюнстер приехал с ним и картину создавал для Испании. Принадлежит картина Лондонской галерее, которая её одолжила голландцам, правда, бессрочно. Всё равно она англичанам неинтересна, они в Вестфальском мире никак не участвовали. Совсем как русские.

На репродукции картина кажется огромной. На самом деле, это медная пластина 45 на 58 сантиметров, просто на ней изображено полсотни человек, так что, в сущности, это набор миниатюрных портретов.

На русском языке, кстати, до сих пор нет перевода договоров, которые составили «Вестфальский мир». Кстати, это — последние международные соглашения в истории Европы, написанные на латыни. Что не помешало папе Иннокентию X Сфондрати осудить все эти договора чохом на латыни же в булле «Zelo Domus Dei» (26 ноября 1648 года). В переводе - «Ревную о Доме Божием».

Папа ревновал к свободе. Ему казалось, что у Бога должен быть лишь один партнёр — Ватикан, а свобода пусть гуляет без Бога. Как можно мириться с протестантами - врагами Рима?

Современные идеологи кремлёвского империализма бранят Вестфальский мир за утверждение принципа национального суверенитета (Кортунов, 2007). Вестфальский мир — вовсе не про национальный суверенитет. Это уже потом теоретики так его проанализировали. Вестфальский мир — это десятки и сотни соглашений европейских владык о перестройке отношений друг с другом.

Только владыки — европейские, а в Европе к этому времени историю делают не владыки. Вестфальский мир был прежде всего религиозным. У владык одно общее вероисповедание — власть. Поэтому в Тридцатилетней войне друг с другом воевали католик — французский король и католик — австрийский император. Они не могли поделить власть, догматы у них были общие. Но главное — воевали миллионы верующих. Протестанты воевали с католиками, и обе стороны отстаивали своё право уничтожать другого начисто, воплощая в жизнь принцип, сформулированный в 1555 году в Аугсбургском мирном договоре: «Чья власть, того и вера». «Сuius regio, eius religio». Кто первым встал, того и тапки.

Формально этот принцип остался нерушим и после 1648 года. Однако, в него было внесено несколько оговорок, составляющих саму суть «Вестфаля». Искать эти оговорки надо в Оснабрюкском соглашении, заключённом 24 октября 1648 года в Оснабрюке — городе, население которого примерно поровну составляли протестанты и католики. Тут было уместно встречаться представителям католических и протестантских государств. В тот же день в ультра-католическом Мюнстере подписали между собой договор католические Франция и Австрия.

Оговорки очень просты: да, все жители должны исповедовать веру своего правителя, но при этом религиозные меньшинства получают право на богослужение в определённые часы, и каждый отдельный верующий «не государственной религии» имеет права всегда исповедовать свою веру у себя дома («devotio domesticum»).

Большой шаг вперёд! В современной России или Белоруссии до этого ещё очень и очень далеко!

Оснабрюкский договор даже давал право тем «иноверцам», которых не устроят условия мира, эмигрировать в страны, где государственная религия — их. Да не просто эмигрировать, а ещё и продать свою собственность, да ещё вырученные деньги взять с собою, и при этом на продаже собственности давалось три года, чтобы не продешевить. Эта льгота так и была названа - «трёхлетие», «triennium».

Конечно, «свобода — не вседозволенность». Поэтому иметь здание для совместного богослужения было дозволено, но иметь на здании шпили или колокола — нетушки. Привилегии получили лютеране, кальвинисты, католики, но не меннониты с анабаптистами.

См. о применении принципов Вестфальского мира при высылке лютеран из Зальцбурга в 1685 и 1732 гг.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова