Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

 

Маргарита Мария Алакок (1647, Лотекур в Бургундии - 1690, Парэ-ле-Мониаль). Пятая из семи детей провинциального нотариуса. Маргарита вспоминала, что четырехлетним ребенком принесла обет девственности, не понимая ни того, что такое обет, ни что такое девственность. В восемь она потеряла отца и была отдана на воспитание в школу клариссок в Шаройе. Монастырская жизнь ей понравилась, а девочка понравилась монахиням, разрешившим ей подойти к первому причастию в девять лет (на пару лет раньше принятого тогда срока). Впрочем, из-за начавшейся болезни (ревматизма) ей пришлось покинуть школу и вернуться домой. Годам к пятнадцати болезнь прошла, зато отношения с родными осложнились: Маргарита считала, что ее мать обижают сестра с мужем, захватившие в свои руки всю власть в доме, да и ей самой приходилось несладко. Нравы были суровые, девушка не могла пойти в церковь без разрешения, а разрешения не давали, заявляя, что она ищет предлог, чтобы обзавестись ухажёром. После такого отказа Маргарита иногда плакала в уголке сада весь остаток дня. При этом она сама считала себя слишком легкомысленной и склонной к развлечениям сверх меры, подумывала о браке, на котором настаивали мать и родные. Однако, к двадцати годам, когда родственники стали решительнее подталкивать ее к замужеству, она сделала выбор в пользу монашества. В двадцать два года она была конфирмована, приняла имя Марии, а в двадцать четыре поступила в аббатство в Парэ-ле-Мониаль, посвященное встрече Богоматери с Елизаветой. Здесь ей тоже пришлось нелегко, она пыталась, но не могла быть “как все”. Спокойная, медлительная до неуклюжести, она была послана в монастырскую больницу под начало энергичной, расторопной сестры Катрины Маре. К тому же традиции аббатства требовали совершенствоваться в молитве медитативной, сопровождаемой размышлениями, а Маргарита Мария предпочитала молиться просто, созерцая нечто, видимое ей одной. 27 декабря 1673 г. во время такой молитвы перед Святыми Дарами она пережила встречу с Христом лицом к лицу, слышала Его простой и ясный голос, призывающий делиться Его любовью с людьми. Главным для нее стало почитание Сердца Иисусова — традиция, известная в Западной Церкви со времен Средневековья, но бывшая на периферии церковной жизни. Иисус сказал Марии, что Его сердце следует не просто почитать, но и изображать, и почитание этого изображения следует всячески распространять. Полтора года спустя Алакок услышала повеление установить особый день молитв Сердцу Иисуса, в искупление холодности, которой человечество отвечает на Его любовь. Настоятельница общины после некоторых колебаний поверила в то, что откровения Алакок действительно от Бога, а не рождены эгоистическим желанием покрасоваться. Впрочем, были среди монахинь, которые считали, что сестру Марию надо просто кормить досыта, и тогда галлюцинации пройдут. Решающей для нее оказалась поддержка Клода Ла Коломбьера, который некоторое время был в обители духовником сестер. Однако, он скоро был послан в Англию, откуда вернулся лишь в 1681 г. и вскоре умер в Парэ. Постепенно сомневающиеся либо поверили Алакок, либо умолкли. Новая аббатисса сделала ее своей помощницей. Ее сделали руководительницей послушниц, и на ее беседы с новичками по своей воле приходили и опытные монахини. С 1685 г. многие члены общины в частном порядке отмечали 21 июня праздник Святейшего Сердца Иисусова, а два года спустя в обители построили часовню, посвященную Сердцу. Канон. 1920. Butler, 17.10. Память 17 октября.

Jonas, Raymond. France and the Cult of the Sacred Heart: An Epic Tale for Modern Times. University of California Press (2000).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова