Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Рудольф Аквавива, Альфонсо Пачеко, Петр Берно, Антоний Фрациско, Франциск Аранха, мученики Сальсеттские (1583). В 1579 г. один из самых могущественных правителей Индии Великий могол Акбар разрешил христианским миссионерам прибыть к своему двору (те трактовали это разрешение как приглашение). Миссию возглавил Рудольф Аквавива (р. 1550), сын герцога Атри и родственник св. Алоизия Гонзага, племянник Клода Аквавивы, пятого генерала иезуитов. Четыре года он безуспешно пытался обратить Акбара в христианство, а тот воевал, расширяя свою империю, а кстати и пытался объединить под своим мудрым руководством религии своих подданных (среди которых христиан еще не было). В 1583 г. Аквавиву перевели из столицы Акбара под Агрой руководить миссией в Сальсетте к северу от Бомбея. 15 июля 1583 г. Аквавива и еще четверо иезуитов встретились в Орлиме и вместе с другими христианами-европейцами отправились в селение Кунколим, чтобы там заложить церковь и водрузить крест. Встретили их заранее недоброжелательно, тем боле, что среди иезуитов был отец Пачеко, кастилец, и отец Берно, швейцарец, сопровождавшие карательную экспедицию португальцев, разорившую Кунколим несколько раньше и разрушившую здесь индуистские храмы. Отряд окружили и перебили, хотя иезуиты не стреляли и удержали своих спутников от стрельбы. Тот же Пачеко остановил одного португальца, изготовившегося ко стрельбе, словами: «Мы сюда не воевать пришли». Девиз, поистине, для каждого и на каждый миг. Коадьютор Франциск Аранха был тяжело ранен и принят за умершего, но на следующий день увидели, что он жив, привязали к дереву и расстреляли из луков. Убили еще и четырнадцать индусов-христиан. Тем не менее, в 1600 г. архиепископ Гоа (португальской колонии в Индии, организовывавшего миссии) ходатайствовал о причислении к лику святых только погибших европейцев; расизм мешал ему понять, что погибшие индусы – такие же мученики, как португальцы и испанцы. Но и иезуитов беатифицировали не сразу, так как долго решали вопрос, можно ли считать их мучениками, коли они разрушали индуистские храмы и соучаствовали в агрессии европейцев против индусов: может быть, их убили не из-за их веры, а как агрессоров. В 1741 г. папа Бенедикт XIV объявил погибших мучениками, но формально их беатифицировали только в 1893 г. Narayan J.S. Aquaviva and the Great Mogul. Patna, 1946; Butler, 27.7. Память 15 июля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова