Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Василий Блаженный (1468 - 1557). По не очень достоверному преданию, Василий в юности был отдан в учение сапожнику, но однажды хозяин обратил внимание на то, что мальчишка обладает даром прозорливости: сказал об одном заказчике, что тот умрёт, когда ещё сапоги ему не будут готовы. Тогда Василий оставил хозяина и стал бродяжить по Москве, словно нищий. Быть объектом почитания ему не хотелось, но и бежать от людей он не решался, чувствуя от Бога призвание учить. Но как учить, не получая награды за учение, чтобы запоминали не тебя, а уроки? быть святым, не получая прославления за святость? Василий, по словам его древнего биографа, “в народе жил безмолвствуя, словно в башне”. Он сумел использовать известную особенность городской жизни: чем больше толпа, тем больше одиночество отдельного человека, затесавшегося в эту толпу. Правда, чтобы оставаться одиноким и презираемым, надо было напрягать и фантазию, и волю. Однажды к Василию попросился в ученики некий дьякон; юродивый сказал ему сделать “некая похабная”: связать у извозчиков, стоявших на площади в ожидании седоков, оси веревкой, так что телеги все запутались. Дьякона поймали и избили, так что он, вынесший вместе с Василием холод, ночную молитву, сдался и отказался от мысли быть юродивым. А Василий такие “похабная” проделывал часто, часто был бит, и сохранял репутацию вредного идиота. Одновременно, впрочем, митрополит св. Макарий почитал его как мудреца, беседовал с ним. Народ сложил множество легенд о том, как Василий учил самого царя; впрочем, большинство таких леген поучительны не только для царей. Так, однажды Иван Грозный сделал Василию замечание за то, что тот не был в церкви на праздник. В ответ Василий заметил, что это царь в церкви отсутствовал, и пояснил удивленному ханже, что всего три человека в тот день не просто присутствовали на службе, но молились Богу: митрополит, царица, грешный юродивый, а все остальные, пусть даже стоявшие в храме, думали о своём; царь, к примеру, думал о строительстве нового дворца. Грозный признался, что это действительно было так. Особенно легло людям на сердце, как Василий молился на кабак и бросал камнями в дом известного праведника, объясняя, что вокруг кабака стоят ангелы, не смея войти к пьяницам, а вокруг дома праведника толпятся бесы, изгнанные святой молитвой изнутри. Хоронили Василия торжественно, как национального героя, духовенство во главе с митрополитом. Именем Василия Блаженного до сих пор зовут собор на Красной площади. Примечательно, что вообще-то собор посвящён Пресвятой Троице, а то огромное и красочное сооружение, которое все видят, формально есть лишь пристройка к первоначальной Троицкой церкви, возведённая не из церковных соображений, а в память о завоевании Казани. Но военный подвиг забыли, да и не скажешь теперь про Казань, что она “наша”, завоёванная, а вот подвиг Василия помнят. Память 2/15 августа.

Публ. жития:

Кузнецов И.И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы // Записки Московского археологического

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова