Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Игнатий (Игнасио) Лойола (ок. 1491 в замке Лойола в Аспейтии (Гипускоа на крайнем севере Испании - 31.7.1556). Иньиго Лопес де Рекальдо де Лойола был младшим из восьми сыновей дона Бельтрана, повелителя Оньяса и Лойолы, и Марина Саэнс де Ликона и Бальда (а у этих знатных, хотя и провинциальных аристократов было еще и три дочери). Разумеется, богачами эти аристократы были благодаря тому, что состояние делилось не на всех детей поровну. Иньиго определили к военной службе, самой естественной для дворянина, но 20 мая 1521 года ему в бою пушечное ядро сломало голень правой ноги и оторвало кусок икры у левой, после чего военная карьера оказалась для него закрыта. Французы показали себя настоящими дворянами, послав Иньиго на носилках в его родной замок. Врачи были менее благородны и несколько раз ломали ногу, чтобы она срасталась “удачнее”. Правую ногу пытались растянуть противовесами, что было близко к пытке, а хромоту не вылечило. Если у Дон-Кихота был образ, то Лойола в эти дни: он страдал оттого, что в замке не было его любимых рыцарских романов, и мечтал о служении прекрасной даме. Поневоле он прочел Евангелие и несколько житий святых, сперва без особого интереса, а потом оживился, заметив, что подвиги святых похожи на подвиги рыцарей. Связь действительно была: рыцарские идеалы формировались под влиянием Евангелия. Однажды ночью Лойола увидел Матерь Божию, окруженную сиянием, с младенцем Иисусом на руках. Он отправился в паломничество в храм Богородицы в Монсеррат и остался в соседнем городке Манреса, жил то у доминиканцев, то в госпитале для бедняков, то отшельником в пещере. Целый год прошел в мире и духовных восторгах, за которые пришлось платить: наступило время уныния, самоедства, когда ни богослужение, ни молитва не приносили ни малейшего утешения. Лойола вытерпел. В феврале 1523 г. он отправился в Иерусалим через Рим. Он подумывал тут остаться, но местные католики убедили его убраться восвояси. Лойола, который считал долгом рыцаря-христианина убивать всякого, кто непочтительно говорит о Богородице, вряд ли бы долго оставался живым среди мусульман. Он совершил настоящий подвиг: поступил в школу в Барселоне, выучил латынь, а затем в Университет Алкалы, где штудировал логику, физику, богословие, снося насмешки однокурсников над хромоногим “стариком”. Однако, у него появились и верные друзья, и ученики, с энтузиазмом слушавшие его проповеди. Церковные власти отнеслись к этому нервно, ведь это была заря протестантизма и в Испании она тоже занималась. Лойолу сажали в тюрьму по приказу епископа в Барселоне и по приказу инквизиции в Саламанке, но оба раза признавали неповинным в ереси. Он, однако, предпочел не дожидаться третьего раза и пешком, зимой 1528 года ушел в Париж. Тут он проучился еще шесть лет, одновременно проповедуя среди студентов. Профессор, непосредственно руководивший курсом, считал, что эти проповеди отвлекают от занятий, и просил руководителя колледжа св. Варвары подвергнуть Лойолу публичной порке. Тот, однако, позаботился выслушать обвиняемого и публично похвалил его. Когда в 1534 г. Лойола окончил колледж, у него было шесть верных  последователей: Пьер Фавр из Савойи, баск Франсис Ксавьер, португалец Симон Родригес, Николай Бобадилла, Лайнес и Сальмерон. На праздник Успения в часовне на Монмартре они  торжественно дали обет отправиться в Палестину   проповедовать Евангелие либо предложить Папе использовать их для служения Богу так, как тот сочтет нужным. Однако, следующие два года Лойола был вынужден лечиться на родине (он только поселился не в замке, а в доме бедняка), а когда друзья наконец собрались в Венеции, оказалось, что из-за войны с турками плыть в Святую Землю невозможно. Они отправились в Рим. Папа Павел III принял их радушно и благословил становиться священниками. Друзья договорились называть себя “Компанией Иисуса”; когда их союз получил одобрение Папы, то название было изменено на “Общество Иисуса” (хотя во Франции, Испании, Италии остается в ходу и первоначальное выражение). К обетам бедности и безбрачия Лойола и друзья добавили обет послушания, прежде всего – Папе, затем генералу общества. Четвертый обет уточнял: члены Компании отправляются туда, куда их посылает Папа. Совершенно дерзким было решение совершать богослужение как можно скромнее, часто наедине, чтобы оставалось больше времени для выполнения других обязанностей перед Богом и людьми. 27 сентября 1540 году Павел III издал буллу, утверждающую новый орден, несмотря на возражения многих епископов. Генералом был выбран Лойола, к тому времени сменивший имя Иньиго на Игнатия. Оставшиеся ему пятнадцать лет жизни он тоже провел в основном в Риме, руководя деятельностью ордена, принимавшей все больший размах. Братья отправлялись проповедовать Евангелие в Индию, в Марокко, в Конго, в Эфиопию и Южную Америку. Лайнес и Сальмерон прославились как богословы на Тридентском соборе, Петр Канизий был причислен за свою деятельность в те годы к учителям Церкви. В 1550 году Франциск Борджа дал деньги на строительство иезуитского колледжа в Риме, и по образцу этого колледжа иезуиты стали организовывать школы по всей Европе. Ко времени смерти Лойолы было ясно, что система образовательных учреждений, создаваемая Обществом, становится одной из ведущих в Европе. Это вызывало зависть у своих и ненависть у чужих, прежде всего, у протестантов, против влияния которых была направлена тогда деятельность Общества. Папу протестанты считали просто антихристом, что уж говорить об “иисусиках”, как презрительно стали звать членов Общества Иисуса (произносили это слово во Франции как “иезуиты”); Лойола сам не употреблял никогда этого выражения, но позднее его последователи поступили мудро и приняли это слово как самоназвание. “Иисусики” стали первой жертвой антирелигиозной истерии, характерной для современной европейской культуры и обычно скрываемой под маской борьбы с “сектантством”: их обвиняли в том, что многолетняя система образования и духовной подготовки, организованная Лойолой, вытравляет из человека личность, лишает свободы воли, превращает в “живой труп” (термин “зомби”, ныне столь популярный, появился много позднее, но имелось в виду именно “зомбирование”). Особым нападкам подвергалась книга Лойолы “Духовные упражнения”, впервые опубликованная в Риме в 1548 г. Вторжение иезуитов в науку и образование пугало и неверующих, и инаковерующих: тогда верили во всесилие образование и боялись, что через свои колледжи иезуиты завоюют весь мир. На деле, Вольтер кончал именно иезуитский колледж, что не сделало его христианином. Лойола умер внезапно, под утро, не успев даже причаститься. Орден к тому времени насчитывал тысячу членов в девяти странах. Любимые слова Лойолы “К большей славе Божией” стали девизом иезуитов. Среди его молитв самая популярная: “Приими, Господи, всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю. Ты дал мне все, что у меня есть, сделал меня тем, кем я являюсь, и все это я подчиняю всецело Твоей божественной воле, чтобы Ты располагал мною. Дай мне только Свою любовь и Свою благодать. Этого достаточно, это богатство, и более мне нечего просить”. Butler, 31.7. Память 31 июля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова