Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XV ВЕК: ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА. ОТ ВЕРТИКАЛИ К ГОРИЗОНТАЛИ

Пятнадцатый век не открыл новых горизонтов. Он открыл горизонт как явление. XV век был - после XI - вторым по значению для освобождения человека, для развития Частного Времени. Сам XV век считал себя первым. Возможна, такая самонадеянность даже необходима для преодоления собственных пределов.

"Век географических открытий" - однако, главное "географическое открытие" вовсе не Америка, а пространство как таковое. Путешественники XV столетия лишь повторяли - в намного большем масштабе - то, что начал Герберт Аврилакский, когда из Германии отправился в арабскую Испанию. Не "мироощущение" первично, а "человекоощущение". Человек есть тот, перед кем открыт мир. Открытость, не мудрствуя лукаво, означает бесконечность. Бесконечность космоса понять, наверное, невозможно, но этого и не требуется. "Бесконечность космоса" есть лишь метафора для обозначения открытости того, что рядом с человеком. "Бесконечен космос", если человек свободен выйти из своей комнаты, покинуть свою родину, поехать в отпуск в Египет или в Польшу.

Открытость слишком легко "обыграть" как открытость небу. Такова открытость Средневековья, которое живёт в тесноте, в обиде, но при этом мнит себя в бесконечности – в бесконечности вертикальной.

Средневековый человек чувствовал себя счастливым и свободным "на столпе" - в тёмном стакане, открытом (и то невидимо) лишь небу. Для современного человека такое положение - смерть. И это не потому, что он современный, а потому, что он - человек.

Мир средневекового человека многоэтажен, и лучший этаж - который ближе к небу. Мир современного человека одноэтажен или, если современный человек религиозен - двухэтажен. Альберти в "Момусе" изображает мир двухэтажным - небо есть второй этаж, причём этот второй этаж живёт интересами первого (Данилова, 2000, 15).

Для средневекового человека символом жизни - жизни в полноте, жизни святой - была лестница. Для современного человека мир, поскольку он одноэтажен, в идеале не содержит лестниц. Это мир равенства. Этажи существуют, но перемещаются между этажами на лифте, а лифт уничтожает различия по высоте. Двери открылись - и перед человеком всё тот же горизонт бесконечного пространства. В крайнем сучае, лестница превращается в эскалатор - этот компромисс с лифтом (впрочем, на английском лифт и эскалатор обозначаются одним словом - "подъемник").

Можно оскорбить такой мир, назвав его "плоским", "пошлым", но и фанатик иерархизма предпочитает оставаться внутри этого плоского мира, а не задыхаться в погребалных камерах пирамиды Хеопса.

Отождествлять трансцендентное с высшим - понятная ошибка, но ошибка. "Верх" всего лишь метафора. «Трансцендере» - «преодолевать» - не метафора. Но кто сказал, что человек ограничен лишь по вертикали, что Бог лишь вверху? Человек ещё более ограничен по горизонтали, причём эти ограничения самые пакостные и самые болезненные, потому что ежеминутно дают себя знать и потому что порождены не Творцом и не природой,а людьми - точнее, бесчеловечностью людей. "Высшее" для человека не вверху, а впереди. Это подтверждается физиологически - глаза смотрят вперёд и ноги не созданы для хождения по лестницам. Христос подтверждает это духовно, напоминая, что любовь к Богу и любовь к ближнему - совпадающие вектора.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова