Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XV ВЕК: НЕНАВИСТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ КАК НЕНАВИСТЬ К РАВЕНСТВУ

Лосев критикует Возрождение за интерес к "правильности", якобы понятой слишком математически и без должного философского осмысления. Так Фоменко критикует историков. Идеалом в обоих случаях является не истина, а миф - у Фоменко миф о могучей России, обобранной Западом, у Лосева - миф о могучем Средневековье, которое было уничтожено Ренессансом. Лосев здесь - лишь вариант провинциального религиозного фундаментализма (фундаментализм не может не быть провинциальным), который так бьёт в глаза у Честертона, у Фроссара с их иррациональным восторгом перед Средневековьем.

Логическая ошибка тут всегда одна: автомобиль требует много бензина, не машет приветливо хвостом, когда к нему подходит человек, автомобиль прагматичен, он не роскошь, а поэтому лучше вернуться к лошадям. Автомобиль ещё и демократичен: как ни пытаются сильные и богатые превратить автомобиль в нечто роскошное, выходит плохо, на подростковый манер. А лошадь в Средние века была роскошью изначально, в силу плачевного состояния экономики.

Ненависть к Возрождению - ненависть к современности - есть ненависть к равенству. Ренессанс вовсе не источал культ личности, и не считал, что герой, "человек Ренессанса" - явление исключительное. Напротив, Ренессанс считал всех людей равными в потенциальной гениальности.

Даже относительное равенство раздражает человека, который презирает и ненавидит подобных себе. Вот почему эта ненависть распространена прежде всего не среди тех, кто добился высокого положения (им - наплевать), а среди "средненьких" - а Лосев именно средненький интеллектуал, волею обстоятельств сделавшийся идолом у небольшой части советских интеллектуалов.

Нужно, конечно, отличать ненависть к возрождению от упомянутой честертоновской романтики Средневековья, которая есть протест против неравенства, остающегося и в современном мире. На этой романтике спекулировали нацисты, сегодня, к счастью, она - удел ролевых игр у подростков. Только неравенство не в Возрождение родилось и не с капиталистов началось, оно - изначальное состояние человечества, и Возрождение есть шаг от неравенства, а не к нему.

См. равенство.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова