Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

 

XV ВЕК: СПЕРВА СПРОС, ПОТОМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В 1423 году после четырёх лет жизни в Константинополе книготорговец и учёный Джованни Ауриспа привозит в Италию 238 рукописей (Платон, Плотин - весь, Прокл, Ямвлих, Софокл, Эскил и др.). Это была крупнейшая и лучшая коллекция до коллекции кардинала Виссариона. Так что не взятие Константинополя, не Флорентийский собор, не эмиграция греков - всё это было спустя десять, сорок, пятьдесят лет - причина интереса к античности. Сперва интерес, потом - обращение к источнику.

Один историк заявил, что обращение к античности - просто способ обозначить своё отличие от окружающих. Мол, нарождающейся буржуазии нужно было такое отличие, тут гуманисты ей и предложили учить латынь и греческий, чтобы отличаться от аристократов, ремесленников и крестьян. А чтобы отличаться от духовенства - читать не Евангелие, а Плутарха.

Насколько обоснована такая теория - отдельный вопрос, не очень интересный, как и всякое эхо марксизма-цинизма. Интереснее другое: всё-таки учить латынь, читать Плутарха и Сенеку - это "игра на повышение". В современной России, к примеру, классовые различия выстраиваются прямо противоположным образом. Чем богаче и сильнее человек, тем более он подчёркивает свою вульгарность, дистанцируется от классической культуры. Началось ещё при Сталине, когда советские интеллектуалы начали переходить с романсов на блатные попевки. Оправдывалось это тем, что многие из них сидели. Да кто сидел, тот как раз ненавидел блатную "цивилизацию". В 2000-е годы пошли дальше - создали специальный "язык падонкафф", подчёркнуто неграмотный. Вновь - игра на понижение, тогда как европейская культура, начиная с XI века, есть постоянная игра на повышение, усложнение, цветение.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова