Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Франциска (Франческа) Римская (1384, Трастевере в Риме - 9.3.1440, там же). Дочь богатых и благочестивых родителей Пауло Буссо и Джакобеллы деи Броффредески (она жила в палаццо Понцано, друзей своих родителей, где теперь Дом Духовных Упражнений), Франческа в 11 лет (возраст по тогдашним меркам брачный) попросила у родителей разрешения стать монахиней, получила отказ и в 13 лет покорно вышла замуж за Лоренцо Понцано. Сразу после свадьбы ее разбил паралич, она пролежала целый год, потеряв к тому же дар речи. Психоаналитиков тогда не было, зато были колдуньи, и одну пригласили, чтобы она излечила Франческу. Благочестивая девушка испытала больший шок от встречи с колдуньей, чем от незваного замужества, обрела дар речи и приказала женщине уходить. В ту же ночь ей было видения святого Алексия Римского (на Руси его обычно называют Алексием Человеком Божиим), который спросил: “Ты хочешь жить или умереть?” На что Франческа ответила: “Я хочу того же, чего хочет Бог”. - “Тогда ты будешь жить, чтобы прославить Бога”, — сказал святой, который сам прославился тем, что ушел из дому, оставив родителей и новобрачную. паралич прошел. В шестнадцать Франческа родила сына, вскоре родились еще двое детей. В семнадцать умерла ее свекровь, и свекр приказал Франческе встать во главе огромного домашнего хозяйства. Она отказывалась, ведь в доме — дворце Понцано, Палаццо Понцано — была еще жена старшего брата, которой было уместнее занять место не только обременительное, но и почетное, однако все видели именно в ней идеальную домохозяйку и не ошиблись. Франческа руководила всем: если ее звали, когда она молилась, она немедленно шла, а для нее это была самая большая жертва. “Если замужняя женщина молится перед алтарем и вдруг выясняется, что она нужна мужу или любому, самому младшему члену ее семьи, — говорила Франческа. — она должна оставить Бога у алтаря и обрести его вновь в домашних хлопотах”.  И эта же женщина иногда опустошала кладовую, чтобы накормить уличных бродяг. “Семейная жизнь — настоящее самопожертвование для того, кто стремится к уединению, созерцанию, любит часто бывать в церкви. Но и монашеская жизнь это жертва для тех, кто от природы расположен к браку”. Конечно, можно мечтать об обществе, где никто никого не будет принуждать жить вопреки призванию, но ведь не только из-за плохих людей многое идет не так, как следовало бы. Поэтому в христианстве самопожертвование, следование нуждам других людей, стоит выше даже призвания как следования зову своего сердца. Самопожертвование и есть высшее призвание. Хотя, к счастью, на деле Бог обычно устраивает так, что и призвание, и профессиональные способности, и потребность в самопожертвовании совпадают, иначе бы христианство превратилось в сплошной мазохизм. Когда Франческе было тридцать, на род Понцано обрушились несчастья: гражданская война, вяло тянувшаяся уже много лет под церковными лозунгами, добралась до Рима. Понцано был одним из вождей партии Папы, а верх взяла партия антипапы, и обширные владения семьи были конфискованы, мужчинам пришлось бежать, дом был разорен, и Франческа с малолетними детьми несколько лет жила в настоящей нужде. Кончились огромные запасы провизии даже в Палаццо, а нищие по привычке шли сюда, и иногда Франческа шла просить подаяния и для семьи, и для нищих. Умер от чумы старший сын. Только в 1414 году победила партия, к которой принадлежали Понцано, и материальное благополучие вернулось в дом. К тому времени Франческу уже знали во всем Риме, потому что во время эпидемии она организовала в своем доме госпиталь, и о ней, потерявшей сына, шла слава чудотворицы. Тогда она смогла осуществить свою главную идею: организовала сестричество знатных римлянок для помощи беднякам (“Послушницы Башни Чудес”, “облаты Тор ди Спечьи”), которое существовало и в 20 веке. Ей были видения ада и рая, но единственная невестка невзлюбила свекровь и высмеивала, не боясь отпора, даже публично. Только со временем, убедившись, что смиренная доброта Франчески не напускная, невестка оставила насмешки и стала подражать свекрови. Перед смертью она сказал: “Ангел окончил свою работу, теперь он зовет меня за собой”. Похоронили святую в церкви Санта Мария Нуова, которую стали после этого называть в ее честь Санта Франческа Романа. Тело ее лежит в стеклянном саркофаге, каждые сто лет его открывают, чтобы сменить облачение. В день памяти святой к церкви приезжают автомобилисты, и священник благословляет машины: Франческу почитают покровительницей шоферов, что в высшей степени странно. Она всего один раз покидала Рим, чтобы совершить паломничество в Ассизи, и то прошла всю дорогу пешком. Может, общее ощущение от ее жизни схоже с мощным движением автомашины. Канон. 1608.  Acta Sanctorum, март, т. 2 (житие написано Джованни Маттеотти, исповедником святой в течение последних десяти лет ее жизни); Butler, 9.3. Память 9 марта.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова