Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

1229, 7 сентября. Суздальский суд над церковным богатством

Суздальский князь Ярослав Всеволодович “на сонме” судит ростовского епископа Кирилла, который был “богат зело кунами, и селы,и всем товаром, и книгами ... как не един епископ быв в Суждальской области”. Суд не был судом над чрезмерным богатством епископа как таковым, была “некакая тяжа”, какой-то иск к епископу. Возможно, что иск был всего лишь поводом для суда, что и сам суд не был справедливым и лишь прикрывался чьим-то иском, а по сути князь хотел присвоить себе имущество епископа. Любопытно, однако, что восприняли суд именно как лишение епископа неправедного, чрезмерного богатства: для каждого сословия была своя “мера”.

В это ли время или чуть раньше было, вероятно, написано “Моление” Даниила Заточника, в котором не просто обличалось корыстолюбие монашества или, точнее, епископов (“Мнози бо отшедше мира сего во иноческая и паки возвращаются на мирское житие, аки пес на своя блевотины”), но самым увесистым аргументом было то, что они “обидят села и домы славных мира сего, яко пси ласкосердии”. Что обижать “домы” людей не славных тоже нехорошо, может быть, люди и чувствовали, но писать об этом не писали; только знатные люди стояли достаточно высоко, чтобы попасть на страницы книги. Епископам ругал Заточник по видимости просто непристойно, но по сути он просто взывал к евангельскому образу Церкви как Невесты Христовой, и судил епископа как судят невесту : “Ангельский имея на себе образ, а блядный нрав; святительский имея на себе, а обычаем похабен”.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова