Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Елисавета Венгерская (или Тюрингская) (р. 1207 в замке Сарос Патак на севере Венгрии - 17.11.1231 в Марбурге). “Венгерской” Елизавета была по рождению, её отец был венгерский король Андрей II, а матерью Гертруда фон Андекс-Меран. Когда девочке было четыре года, ее уже обручили с одиннадцатилетним мальчиком, будущим ландграфом Тюрингии Людвигом IV; брак был очень выгоден политически. Её привезли в Тюрингию и здесь воспитывали в роскоши, да в ненависти. Сестра Людвига Агнесса возненавидела Елизавету, а за ней и будущая свекровь, и придворные: венгерка казалась им простушкой и ханжой, хотя чрезмерно набожной девочка могла показаться только людям, которые вовсе уже отвыкли молиться. Каким-то чудом, однако, Людвиг не поддался общей истерии, отказался расторгать помолвку, как того требовала мать, заставил замолчать недоброжелателей Елизаветы и как-то раз сказал, что не променял бы Елизавету на все царства мира: “Пусть они думают что хотят, я сказал, что я люблю её”. Хотя позднейшие легенды утверждали, что муж не одобрял жениной щедрости к нищим, это, к счастью, ошибка: Людвиг всегда был на стороне жены. В 1221 году их обвенчали, и в том же году Елизавета основала в Эйзенахе, где она постоянно жила, францисканский монастырь. Елизавета родила мужу наследника Германа и двух дочерей. Во время голода 1225 года она организовала помощь крестьянам, причём муж её поддержал. И в обычное время у ворот её замка ежедневно кормили почти тысячу человек. Людвиг часто уезжал по делам, а возвращаясь всегда привозил жене какой-нибудь подарок - изящный ножик, сумочку, перчатки или коралловые чётки, и святая ужасно радовалась; подарки не заменяли его нежность, но облекали её в плоть. Ночью Елизавета часто поднималась на молитву. Людвиг просыпался, хотя она старалась двигаться тихо; сперва он пытался уговаривать её поспать, а потом делал вид, что спит, чтобы её не смущать, а сам счастливо бодрствовал рядом с молящейся женой. Он разрешил жене стать официально членом “третьего ордена” св. Франциска, последовательницей тогда ещё живого проповедника евангельской бедности. Франциск, разумеется, узнал о своей далёкой последовательнице, столь именитой.  В 1227 году Людвиг отправился в крестовый поход и 11 сентября умер от чумы в Отранто; так кончилась сказочно счастливая часть жизни Елизаветы, когда среди ненависти у неё была опора - муж. Оплакивая Людвига, Елизавета проговорила: “Мир умер для меня, умерло всё, что было радостного в мире”. Брат мужа решил захватить власть и, оклеветав Елисавету, обвинив её в расточительности и в супружеской измене, выгнал её из замка вместе с детьми. Жители Эйзенаха, которые столько от неё получили, теперь побоялись дать им приют и пищу, кроме одного кабатчика. Теперь уже Елизавета стала нищей по-настоящему: её собственные дети плакали от холода и голода. Она с трудом добралась до дяди, епископа Бамбергского, и он дал её приют, а через два года добился восстановления её и детей в правах наследования. Шурин был вынужден торжественно попросить у Елизаветы прощения, а она просто заплакала и обняла его. С 1225 года и до смерти Елисавета избрала себе духовником марбургского священника Конрада. После смерти мужа прошёл даже слух, что Конрад её любовник, было проведено официальное расследование, опровергнувшее слух. Если бы Конрад был плохим священником! Это была бы его проблема, а не Елизаветы; но он был хорошим священником или, по крайней мере, хотел быть таковым. Он воспитывал Елизавету до самой её смерти (явно преждевременной), всячески “смиряя” графиню, особенно после смерти мужа. Доходило до битья по щекам, в ход шла палка. Но ещё больнее было то, что Конрад уволил двух служанок, Изентруду и Гуду, которые были при Елисавете с детских её лет и обожали свою госпожу, которых она любила всем сердцем, уволил специально, чтобы не было разговорчиков о прошлой счастливой жизни, не было сожалений и вздохов об аристократическом величии. Изентруда, оставившая воспоминания о госпоже, записала слова Елисаветы о Конраде: “Если так страшен смертный человек, тот как же страшен Судия мира!” Она могла прогнать Конрада, и всё же не сделала этого. Конрад был неразумным изувером, Елисавета была кротким и нежным созданием, не заслуживающим изуверского к себе отношения. Но кротость обычно проверяется именно в том, способен ли человек вытерпеть то, чего он не заслужил, а кротость христианина - тем, способен ли он вытерпеть не толяяо диких язычников (вроде тюрингских аристократов), но и дикость христиан. Елисавета умерла когда ей было всего 24 года, в ночь на 17 ноября, а 19-го её похоронили в часовне госпиталя Франциска. Два года спустя Конрада убили дворяне, отомстив ему за убийства невинных людей, совершенные им в качестве инквизитора. Четыре года спустя, 27.5.1235 Елисавету причислили к лику святых. Тело её похоронили в роскошном саркофаге в специально выстроенной церкви, но в 1539 г. они были уничтожены протестантами. Сохранилась в венской церкви св. Елисаветы ее глава. В Берлине, Фульде, Майсене, Герлице её память совершают 19-го, а не 17-го ноября. Изображают св. Елисавету то в княжеском наряде, то в обычном платье, обычно совершающей какое-то доброе дело: раздающей милостыню, омывающей ноги беднягам. Иногда её рисуют с корзиной хлеба (или тарелкой с рыбой, или кружкой с вином) в одной руке и с ложкой в другой - ведь она кормила людей. Любили живописцы рисовать её и с розами в корзине, напоминая о предании, по которому однажды хлеб в корзине, из которой она кормила нищих, превратился в розы, чтобы спасти Елисавету от гнева недовольного её благотворительностью мужа. Св. Елизавета почитается как покровительница обществ милосердия и благотворительности, булочников, нищих, вдов, сирот, всех невинно преследуемых людей. Butler, 19.11; Ancelet-Hustache J., St. Elizabeth of Hungary (1964). Память 17 ноября.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова