Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Доминик (ок. 1170, Каларога (ныне Каларуэга) в Кастилии - 6.8.1221, Болонья). Считается, что отец Доминика Феликс происходил из рода Гусманов, но это, возможно, попытка “возвысить” святого, приписав ему аристократическое происхождение. Мать Доминика Хуана почитается святой. До тридцати лет Доминик ничем не выделялся среди сотен священников, стал членом ордена августинианцев, что сделал неплохую карьеру (он был приором капитула при епископе Осмы Диего д’Азеведо). В 1204 году Доминик сопровождал епископа, который был отправлен послом в Данию. Они проезжали через юг Франции, где тогда было распространено движение альбигойцев, вернувшихся от христианства к язычеству (вере в то, что добро и зло правят миром совместно, причем материя есть порождение зла), и Доминик в долгом разговоре с одним альбигойцем сумел убедить его в истине Евангелия. Он почувствовал, что призван к проповеди, и просил послать его миссионером на Русь к “куманам” (половцам), но Папа благословил его и далее работать среди альбигойцев. Призвание Доминика подтвердилось в том, что  он не ограничился словом, а заявил о необходимости проповеднику личным примером доказывать свою верность Христу. Лидеры альбигойцев вели аскетический образ жизни, а католическое духовенство, призывая к аскетизму, жило куда лучше среднего крестьянина или ремесленника. Доминик сам отказался от роскоши и обязал своих последователей (которые появились очень быстро) подражать Христу бедностью. Его орден стал вторым “нищенствующим орденом”, возникшим одновременно с орденом Франциска Ассизского. Однако, если францисканцы сознательно отказывались сперва и от богатств интеллектуальных, от изучения богословия, Доминик сделал богословскую подготовку обязательной для проповедников, и его орден стал оплотом учености. Это было тем важнее, что в эпоху Доминика (и позже) лучшим средством борьбы с иноверием считалась вооруженная сила, и альбигойцев истребляли огнем и мечом. В 1214 г. Папа Иннокентий III устно одобрил деятельность Доминика по созданию нового ордена, и в августе 1216 г. шестнадцать первых доминиканцев принесли свои обеты. Доминик написал устав ордена, соединивший устав св. Августина Иппонийского с некоторыми пунктами устава премонстрантов. В октябре того же года папа Гонорий III утвердил  устав; будучи в Риме, Доминик познакомился с Франциском Ассизским и подружился с ним, хотя каждый продолжал идти своей дорогой. Ордена же доминиканцев и францисканцев веками соперничали друг с другом, потому что проповедовали одно Евангелие довольно разными способами. На следующий год Доминик внезапно разослал своих последователей по разным странам (четырех в Испанию, семерых в Париж, двоих в Тулузу), сам отправился в Рим. Возможно, безобразия, творившиеся “католическими крестоносцами” в войне против альбигойцев, побудили его уйти в сторону. Он путешествовал по разным странам Европы, основывая общины ордена, прежде всего, при университетах, всюду проповедуя, молясь об обращении неверующих. Уже при его жизни братья-проповедники появились в Польше, Скандинавии, Палестине. Его первый биограф Иордан Саксонский писал: “Дух Доминика не омрачала никакая страсть, и только сострадание малейшему несчастью ближнего, нарушало это спокойствие”. Канон. 1234. Acta Sanctorum, август, т. 1; Butler, 4.8. Память 4 августа.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова