Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XII ВЕК: ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ

Ср. информационное общество. - Пять параметров личности.

Существующее становится информацией благодаря обратной связи. Зло не обладает существованием, потому что зло не интересуется существованием, а лишь пытается властвовать над ним. "Мир лежит во зле" на протяжении большей части своей истории, потому что мир ничего не хочет слышать, не хочет никому отвечать, а хочет лишь вещать. XII век примечателен тем, что тут можно обнаружить зарождение обратной связи во всех измерениях жизни.

"Измерений жизни" пять. Конечно, это условность, модель, но чрезвычайно удобная и распространённая. Пять основных типов людей, пять основных параметров каждой личности. Пример из кинематографа: голливудский сериал "Воздействие". Новое сказывание важного для модерна мифа о благородном разбойнике Робин Гуде, трикстере-плуте, который вместе со своими сподвижниками вершит суд над богачами.

Сподвижники современного "Робин Гуда" представляют лишь воплощения разных сторон его - и любой личности. Для мифа важно, что воплощения эти - больные (или "греховные", или "злые"): хакер ("брат Тук"), обманщица (жена Робина Мариан), воровка ("Уил Скарлет"), киллер ("Малютка Джон"). Их руководитель - "интеллектуальный центр", буквально "повелитель мозга" ("mastermind").

В позитивном виде эти пять параметров личности выглядят как "царь", "пророк" (больная разновидность - "хакер", использующий знание во зло), "судья", "посредник", "исполнитель". Даже если люди, в которых эти параметры вполне позитивны, интересуются все отклонениями. Это нормально не только потому, что человек стремиться выздороветь, а для этого нужно не восхищаться чужим здоровьем, но анализировать своё нездоровье. Это нормально и потому, что мир, каким его знает человек, искажён или, лучше сказать, настолько не соответствует представлениям о норме, что для жизни в этом мире неизбежно нужно самому быть ненормальным. Норма - это очень мило как идеал, но в реальности это патология, самообман и обман, ханжество и фарисейство.

Миф о Робин Гуде не означает, что цель оправдывает средства. Это был бы простой и тупой грех, а не милое одиссейское хитроумие. Это означает, что Бог, как выразился один проповедник, прямо пишет даже по кривым строчкам. Виноват не Бог, виноваты те, кто криво прорисовал строки и предлагает считать их прямыми. Поэтому миф о Робин Гуде начинается с описания несправедливостей, из-за которых Робин Гуд стал разбойником, а не рыцарем. Принципиально для этого мифа - что Робин Гуд и его сподвижники "весельчаки" ("merry men"), их грех "ненастоящий", "юморной". Если кого и убьют, то понарошки. В следующей серии или экранизации воскреснет. Это кукольный театр.

Баллады о Робин Гуде были записаны в XIV веке, но вряд ли случайно как модерный миф утвердился вариант Вальтер Скотта, помещающий действие в XII век (называют даже дату рождения - 1160 год, на три года моложе Ричарда Львиное Сердце). В четырнадцатом веке слишком реальна Чёрная Чума, на фоне которой социальная несправедливость блекнет, и в нём слишком малореальны крестовые походы, составляющие идеальный контекст мифа. Робин Гуд - это тот же Ричард Львиное Сердце, только сражающийся за святое на родине, сражающийся с теми, кто сделал его чужаком на родной земле.

Если использовать традиционную модель общества как человека, то и оно состоит из пяти граней ("классов", "сословий"; впрочем, число легко сводится к трём через объединение в одной категории интеллектуалов, судей и посредников).

Информационное общество, общество с обратными связи - это общество, в котором работники не исполняют приказы, не продают плоды рук своих по "справедливым" или "обычным" ценам, а целиком зависят от покупателей. Момент покупки - вот момент истины и обратной связи. Конечно, рынок должен быть "свободным", предоставляя всем работникам равные шансы на встречу с покупателем. Рынок - Страшный суд для изобретателя фотонного двигателя и землекопа

"Миротворцы", "посредники" - это все идеологии и религии, предлагающие людям достижение единства. Для них тоже появляется свой "рынок", когда появляется свобода совести, свобода выбора, упраздняется обязанность следовать "традиции", "выбору предков", "национальной специфике".

Это и рынок политиков и партий, где товар предлагается в "говорильне" - парламенте, столь ненавистном диктаторам, а обратная связь осуществляется на выборах. Начинался этот рынок с торговли из-за налогов, которые из необсуждаемого предмета вдруг стали очень и очень обсуждаемым, причём вооружённое восстание вновь и вновь оказывалось частью дискуссии.

Вновь и вновь одержимые средневековьем политиканы пытаются вернуться в прошлое, объявив те или иные удобные для них отдельные выборы "окончательными", "историческими". Так Гитлер пришёл к власти черех выборы, после чего упразднил выборы. Ленин на выборах проиграл и тоже их упразднил, объявив, что покупателя - избирателей - ещё нужно воспитать. Сшил криво сапоги - вырасти для них потребителя с кривыми ногами, а сапоги перешивать смешно.

Изменяется и суд, превращаясь из поединка и пытки, чередования ударов и криков, в обмен словами. Состязательное правосудие - это, конечно, рынок, где потребители - судьи и присяжные. В этом смысле адвокат, действительно, торгует справедливостью. Это бесконечно лучше, чем попросту убивать людей властью "от Бога" или "от завоевания". Арестовал - значит, виновен, и обсуждать можно лишь степень вины. Признать кого-то невиновным - означает признать виновным того, кто арестовал и обвинял. Но разве может прокурор быть виновным?! С таким же успехом можно воскликнуть: разве может телевизор, изготовленный ответственным представителем государства, быть плохим? Кто жил при социализме знает ответ.

Распустившиеся пышным цветом в XII cтолетии университеты - это площадка для обратной связи среди "пророков", интеллектуалов. Тут формируется новая этика мышления, идущая на смену книжничеству. Архаика - иерархические отношение. Ученик не выше учителя, учитель сидит, ученики с почтением стоят. Университет - это диспут, это равенство перед логикой, это деперсонализация знания и потребность в отклике.

Только в одном Новое время не терпит обратной связи. Царя нет - и некому восклицать "Да здравствует". Монархия, если и сохраняется, то как декорация, а не как источник необсуждаемых повелений. Виноваты не подданные - монархия, любая верховная власть, претендующая быть односторонним излучателем, противоречит сути Модерна.

В разной степени зародыши "обратной связи" в самых разных сферах обнаруживаются в XII столетии. Самые очевидные феномены - кроме университетов - итальянские компании и новые монашеские и полумонашеские ордена, прообразы современных "общественных организаций".

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова