Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XII ВЕК: И СТАНУТ ЗАВИТУШКИ ХРАМАМИ

Первый Рим строил из камня, второй Рим строил из кирпича - плинфы по-гречески, что было чрезвычайно рационально в условиях постоянных землетрясений, характерных для Малой Азии. Из кирпича строили и на Руси, пока в 1152 году Юрий Долгорукий, к тому времени уже несколько десятилетий князь Суздальский, не начал строить храмы из белого камня. Построено было пять: в Переславле-Залесском, Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском и Кидекше. Это, по меркам того времени, строительство массовое.

Получалось дорого - камень везли за 250 километров из подмосковного Мячкова. Получалось не очень красиво: кирпичные постройки штукатурили, а белокаменные быстро пачкались и стояли серыми. Получалось не очень величественно: камень был мягкий, надёжной была церковь площадью не более 200 метров. Владимирский собор больше, и в 1185 году его пришлось укреплять контрфорсами. Собор в Ростове простоял 42 года.

Получалось, правда, "по-римски", "романски", так что иногда говорят о "русской романике" XII века. Главной черты романской архитектуры (базилики) не было - храмы были "крестово-купольные", четыре столба под куполом делили его словно для игры в крестики-нолики. Но декор был - точно такой же, как в храмах Западной Европы, Византии, Закавказья.

C.В.Заграевский указывал много сходных черт между белокаменными здания Суздальского княжества и собором в Шпеере - крупнейшей романской церковью Европы: аркатура, поребрики, резные валы; уступообразное сужение стен кверху, схожий способ обработки лицевых поверхностей каменных блоков (в Галицкой земле, к примеру, был иной), наконец - в Шпейерском соборе в собственно алтарной части четыре столба образуют ту же самую крестово-купольную схему, что в русских церквях.

Шпеерский собор, конечно, больше Владимирского, значительно больше. Татищев сохранил предание о том, что украшать Владимирский собор приезжали мастера из Германской империи от Фридриха Барбароссы, но из собственно Германии или из Северной Италии, неясно. С.Заграевский полагал, что - из Германии, где архитектуры была с имперскими претензиями, тогда как в Италии - с претензиями купеческими.

Любопытно, что на церквах, строеных Андреем Боголюбским - в отличие от церквей его отца Юрия Долгорукого и в подобие Шпейерскому собору - есть резьба, которую специалисты называют "зооморфной".

Такая резьба как раз и отличает романскую архитектуру. Много такой резьбы в храме на Нерли, более же всего в Дмитровском соборе, который стоит рядом с Успенским.

Одна проблема с этой резьбой - как и с гротесками, которые украшают поля средневековых церковных книг. Завитушки на святыне интереснее святыни. Вот пятилетняя девочка торжественно читает стихотворение, заученное в детством саду. Взрослые умиляются, хотя, разумеется, никому из них это стихотворение не нравится. Умиляются тому, что ребёнок перестаёт быть ребёнком, "социализируется", научился выполнять обряд. Девочка довольна тем, что ей умиляются, но, конечно, предпочла бы обойтись без неудобного платья, без мороки с заучиванием. Когда все уйдут, девочка заберётся с ногами на стул и будет что-то рисовать и что-то напевать, и вот это что-то бесконечно интереснее (а часто и художественно значительнее) всего вытверженного, "исполненного".

Так и резьба на средневековых соборах бесконечно интереснее - в том числе, верующим - чем сами соборы. Соборы свидетельствуют о том, что люди выживали, сплачивались, властвовали друг над другом, то есть делали всё то, что и без Христа, до Христа, помимо Христа делалось и делается. Завитушечки - проявление того, что люди мечтали, любили, фантазировали, в общем, жили - делали именно то для чего "спасение", "вера" и т.п. Секуляризация, "обмирщение", "современность" - когда вера перестаёт быть предметом заучивания и демонстрирования, когда то, что было завитушкой, становится основным. Это не унижение духа, это освобождение духа от несвойственных ему функций - как царю несвойственно танцевать, будь этот танец сколь угодно торжественным. Люди должны танцевать, и чем более они знают про себя, что - не цари, тем веселее танцуют.

Лит.: Заграевский С.В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. : М.: Алев-В, 2008 (и zagraevsky.com).

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова