Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

ИСТОРИЯ

XII ВЕК: БОРЬБА ЗА ИНВЕСТИТУРУ КАК БОРЬБА ЗА ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ или ЧЕМ ЧАЙ С МОЛОКОМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МОЛОКА С ЧАЕМ

В XII столетии римские папы продолжали бороться за отмену инвеституры, прежде всего, с немецкими императорами. 7 марта 1109 г. Латеранский собор во главе с папой Пасхалием II подтвердил необходимость лишить императора права инвеституры. Осенью 1110 года 30-тысячная имперская армия перешла Альпы и двинулась на Рим - официально это было не вторжение, а всего лишь путешествие императора с целью коронования. Папа не мог положиться ни на помощь старого союзника - графини Тосканской Матильды (она была буквально слишком стара), ни на помощь норманнов, не так давно осевших на Сицилии.

На первый взгляд, спор об инвеституре решался просто и логично: светская власть отказывалась от права избирать церковных иерархов, а церковная власть отказывалась от получения от светской власти земельных владений, а уже имевшиеся возвращала и начинала жить на десятину.

Возвращение огромных церковных земель в светскую казну могло привести и к усилению королевской власти (если бы король сохранил земли за собой), и к её ослаблению (если бы король передал земли феодалам). Главное препятствие было, кажется, психологическое - мало кто мог вообразить подобную операцию. Кроме того, существование независимой церковной власти казалось угрозой. Ведь предполагалось, что всё равно все жители страны останутся членами этой Церкви - не великовата ли будет десятина? Не окажется ли Церковь соперницей Кесарю?

Церковные иерархи не были едины. Большинство из них имели феодальные владения. Поэтому 12 февраля 1111 года церемония коронации и обмена грамотами в соборе св. Петра была сорвана как светскими, так и церковными лидерами. Генрих V потребовал оставить за ним инвеституру, арестовал заупрямившегося папу и кардиналов. После двух месяцев заключения Пасхалий уступил: 13 апреля короновал Генриха, подписал обязательство никогда не отлучать его (при этом обязательство не распространялось на преемников императора), даровал право инвеституры после канонического избрания и перед посвящением в сан.

Для сравнения: в 1107 году Пасхалий добился от английского короля отказа от инвеституры. Этому предшествовало путешествие архиеп. Ансельма в Рим, отказ короля пускать Ансельма обратно в Англию, отлучение Англии в 1105 году. Английский король - тоже Генрих, только I - cохранил, однако, право перед посвящением епископа принимать от него вассальную присягу и присутствовать лично при избрании епископов, что означало и участие в самом избрании.

Главная же сложность в вопросе об инвеституре была в том, что "свобода Церкви" - двойное явление. Это свобода от влияния светской власти, пусть даже ценой потери её благодеяний, но ведь это и свобода от собственной светской власти. Между тем, ещё менее ста лет назад папство настаивало на своей светской власти в Италии и, хотя бы символически, эту светскую власть сохраняет по сей день. Вспоминается анекдот о том, как папу спросили, можно ли курить во время молитвы. "Нет, - ответил папа, - но можно молиться во время курения". Чем соединение светской власти с духовной в руках императора отличается от соединения светской власти с духовной в руках епископа? Да ничем - как ничем не отличается чай, в который налили молоко, от молока, в которое налили чай.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова