Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

1048 год: священник - Лихой Упырь

19 декабря 1048 года можно считать праздником самиздата: в Новгороде придворный священник князя Ярослава закончил переписывать толкования Феодорита Кирского к текстам библейских пророков. Начал он свою работу 14 мая. «Тем ж молю всех прочитати пророчество се. Велика бо чюдеса написаша нам сии пророци в сих книгах. Здоров же княже будь в век живи, писавшаго не забывай».

Конечно, самиздат XI века изрядно отличался от самиздата ХХ века. Власть за него не преследовала и даже поощряла. Во всяком случае, светская – «Повесть временных лет» упоминает, что Ярослав платил деньги за переписку книг.

Переписчик не только запечатлел дату начала и окончания работы, но и назвал себя по имени — это первая надпись такого рода на русском языке: «Аз поп Оупирь Лихыи».

Если бы антиклерикалы лучше знали историю, уж они бы оттоптались на этом факте — священник Упырь Лихой! Неловкий для русских историков эпизод, вроде похабного рисунка того же XI века из Золотых ворот в Киева. Как ни крути, упырь — это упырь, лихой — это лихой.

К счастью, русской историей занимаются ещё и потомки варягов. Шведский профессор Андерс Шеберг обнаружил, что имя новгородского священника соответствует имени одного из шведских резчиков рук того же времени — Эпира Офейгра. «Эпир» по-шведски вовсе не «упырь», не «вампир», а «крикун». «Офейгр» – «чрезмерный», «излишний» Впрочем, оно же означало и «дерзкий», что тоже согласуется с русской «лихостью») . Так что перед нами не злобный кровосос, а отважный громогласец, что совсем другое дело. Шеберг предположил, что прозвища могли быть даны священнику за то, что он во время богослужения громко поёт, но ведь и ребёнку могли такое прозвище дать. Горласты некоторые священники, но некоторые дети ещё горластее.

В Новгороде швед оказался очень простым образом: Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингегерде. При их дворе швед-священник — нормально. В 1050 году Ингегерда умерла, вскоре умерли и её сын, и её муж, а при новом новгородском князе шведам могло стать не так уютно. Так из Новгорода исчез священник Упырь Лихой, а в Швеции — точнее, в Упланде — появился плодовитый резчик рун Эпир Офейгр, автор нескольких десятков надписей. Причём, в одной из них говорится о смерти четырёх братьев, но только об одном из них сообщаются подробности — а именно, что Спьяльбуд скончался в Новгороде («Хольмгарде»).

Спрашивается: католическим или православным священником был отец Упырь?

Современные демагоги от экуменизма поспешат заметить, что разделение католиков и православных совершилось в 1054 году, а Упырь стал священником до этого времени. С одной стороны — да. С другой стороны — анафемы, которые наложили друг на друга иерархи в Константинополе, вовсе не имели какой-то общеевропейской силы, и много десятилетий после этого православные и католики продолжали относиться друг к другу по-братски. Но есть и третья сторона — уже и во II веке были конфликты между христанами Запада, Рима и христианами Востока. Про Кирилла и Мефодия и вспоминать нечего — травили их немцы. Одновременно с Эпиром в Швеции был ещё один активный резчик рун — епископ Осмунд Коресон. О нём известно из хроники, написанной при дворе Бременского архиепископа, который ненавидел Осмунда чистой христианской ненавистью.

Бременский архиепископ полагал, что Швеция — его каноническая территория, а у шведского короля была другая точка зрения, так что он принял в качестве главы Церкви рукоположенного в Польше Осмунда. Адам Бременский называет Осмунда «акефалом», «безголовым» – в смысле, не считающим Папу Римского главой Церкви. Осмунд, симметрично, считал, что бременское духовенство не имеет полномочий от преемника апостолов — конечно, имея в виду, что подлинным преемником апостолов является не Папа Римский, а Патриарх Константинопольский. В ответ бременский летописец заявил, что шведов «развратила испорченная ветвь нашей веры» – то есть, православие. Примечательно, что Эпир на своих камнях вырезал кресты греческого типа, а не латинского. К концу XI века исчезли в Швеции не только православные кресты на рунах, но и сами руны — немецкая иерархия всё-таки взяла страну под свой контроль и руны оказались под запретом как проявление язычества. Так что ещё большой вопрос, кто настоящий упыри…

 

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова