Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

 

970-Е ГОДЫ: РЕЙМССКИЕ РЕФОРМЫ ИЛИ УНИФИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ МОЛЧАНИЕ

См. реформы.

Романтики противопоставляли феодализм капитализму как цветение (термин Константина Леонтьева) и разнообразие - стандартизации, поточному производству одинаковых деталей. Глубокая ошибка. Детали, может, и одинаковы (к сожалению, не всегда), а вот собирают из них очень и очень разное. Современность разнообразнее любой из предшествующих эпох, только это разнообразие не внешнее (не только внешнее), и проявляется прежде всего не на вершинах общества, а в частной жизни. Это духовное разнообразие (и этого сознание многих не в силах вынести). Джинсы одинаковы, а носящие в джинсах - чрезвычайно разные. Не то, что в древности, когда шкуры все носили разнообразные, но думали и вели себя однообразно и до жути предсказуемо.

Те церковные реформы, которые происходили одновременно со становлением феодализма и питались, несомненно, тем же духом защиты через упорядочивание, были направлены прежде всего на унификацию. Власть всегда любит унификацию, и римская традиция не была исключением, но с Х века унификация начинает охватывать не только обрядовую сферу, но и все прочие. Хронистет Рихер, описывая реформы, проведённые Адальбером Реймсским, в основном описывает унификацию одежды. Монахов обители св. Ремигия обличают в том, что они одеваются не одинаково:

"Охотно носят купленные за дорогую цену кафтаны с широкими рукавами и большими складками и так крепко стягивают их поясом, что сзади всё выдается, и их скорее можно принять за бесстыдных женщин, чем за монахов. ... Башмаки свои они приказывают делать так узко, что ноги их сжаты, как в колодке, и они едва могут ступать. Спереди к ним они приставляют носки и по обеим сторонам ушки и чрезвычайно заботятся, чтобы они плотно сидели на ноге; от слуг же своих требуют, чтобы те обладали особым искусством при- давать башмакам зеркальный блеск".

Любопытно, что до блеска начищенная обувь сегодня - непременная черта выпускников римо-католических семинарий. Начальство смирилось, ведь главное не то, чистая обувь или грязная, а то, что она у всех одинаковая. Сейчас - одинаково глянцевая. С

С восторгом описывал Рихер "реформу" жизни каноников - священников, архиеп. Адальбером Реймсским в 970-е годы:

"Каноникам, которые до тех пор жили в собственных своих домах и занимались собственными своими делами, он предписал жить общим хозяйством. С этой целью построил он близ монастыря особое здание, в котором каноники проводили целый день вместе, спальное зало, где они в величайшей тишине покоились, и столовую, в которой имели общую трапезу. Далее он установил, чтобы они в церкви во время божественной службы знаками только спрашивали о том, что им было нужно, если особые случаи не делали необходимым отступления от этого правила. Трапезу свою они должны были совершать все вместе и молча, а после стола пропеть благода ственную молитву во хвалу Господу. После вечерней молитвы им предписано было до заутрени соблюдать самое строгое молчание, утром же встать при ударе в колокол и стараться одному перед другим поспешить на молитву. До первого часа дня никто не смел выйти из монастыря, кроме тех, которые должны были заботиться о делах по своим должностям; и чтобы кто-нибудь по незнанию не упустил исполнить свою обязанность, учредил он так, что каждый день им должны были читаться постановления св. Августина и правила отцов церкви".

Унификация через прекращение разговоров... Любая власть склонна отвечать на любые вопросы односложна: "Молчать!" Издержки реформ сверху... Хорошо ещё, если, помимо издержек, какие-то реформы всё-таки проводятся.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова