Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

IX ВЕК: ИУДЕИ СРЕДИ ХРИСТИАН

Массовые погромы, причём исходящие снизу - особенность "Высокого Средневековья", а точнее - особенность начинающейся современности. Уходит архаическая способность к поддержанию равновесия в коллективе, а личное начало на первых порах оказывается фактором дестабилизирующим.

Впрочем, "поддержание равновесия" - это в среднем, а в частностях было по-разному. Далеко не всегда "верхи" поддерживали равновесие. К примеру, в VII столетии визиготские правители Испании развернули настоящую кампанию по "решению еврейского вопроса". Визиготы перешли от арианского христианства к католическому лишь в 587 году. Инициаторами гонений были короли, они же были инициаторами кампании. Папа Григорий Великий одобрил антиеврейские постановления Третьего Толедского собора 589 года. Однако, Исидор Севильский критиковал короля Сисебута за попытки насилием обращать евреев в христианство. Критиковал, однако, не считал возможным уже крещёных евреев отпускать в назад в иудаизм. В 633 г. Четвёртый Толедский собор под председательством Исидора приказал отбирать детей у евреев для воспитания христианами. Шестой собор в 638 году приказал евреям, принявшим христианство, приносить особую присягу ("professio"): не общаться с бывшими единоверцами. Однако, то, что какие-то единоверцы оставались - скорее даже, составляли большинство - доказывается самим фактом таких постановлений. Беспощадными" назвал историк Бат-Шева Эльберт законы королей Реккевинта (654 г.) и Эрвига (680 г.) против иудеев. Евреев предписывалось насильственно крестить, им запрещалось соблюдать обряды иудаизма. При этом король грозил наказанием клирикам, которые будут саботировать обращение евреев - и это помогает понять, почему непрерывные повеления "обратить" не приводили к исчезновению иудеев. Эрвиг объяснял необходимость борьбы с иудеями несчастьями, которые преследовали страну (голод, эпидемии, бегство рабов). Он рассматривал эти несчастья как наказание Божие за отсутствие религиозного единства, за снисходительность к иноверцам. На евреях была кровь Христа, они замышляли разрушить королевство, поэтому следовало конфисковать их собственность, а со временем обратить евреев в рабство.

Визиготский антисемитизм уникален. Позднейшие католические канонисты не одобряли постановлений Толедских соборов. В Византии в 691 году Трулльский собор всего лишь повторял древние запреты на бытовое общение с иудеями (канон 11). Была вспышка государственного антисемитизма при императорах-иконоборцах VIII, в. и вдохновлялся этот антисемитизм стремлением к унификации религиозного пространства. Иудеев травили точно так же как почитателей икон. Когда сегодня сомневаются в существовании тоталитаризма, полезно вспомнить о том, что свирепые антисемитские (и не только) декларации древних правителей никогда не реализовывались более чем на несколько процентов.

В Византии Василий I в 870-е годы пытался придать больше легитимности своему статусу (он захватил трон) показными расправами с павликианами, организацией публичных диспутов с раввинами, а когда диспуты закончились ничем, то насильственными крещениями (870-е гг.). Впрочем, его кодекс 886 года ("Василика") унаследовал от кодекса Юстиниана и антисемитские постановления и признание легитимности существования иудаизма при определённых (жёстких) ограничениях. Однако, средневековый закон - это не закон современного государства, он не слишком исполнялся и при жизни законодателя, а после смерти Василия его сын антисемитскую политику прекратил.

Типичной следует признать, скорее, политику Карла Великого и его преемников в IX веке. На бумаге существовали унаследованные от античного христианство запреты христианам общаться с иудеями, запреты иудеям владеть рабами-христианами - запреты, постоянно повторявшиеся и, очевидно, постоянно же не соблюдавшиеся. На практике Карл Великий евреев оставил в покое, а его наследник Людовик Благочестивый даже защищал их от дискриминации. Он выдал "Praeseptum Iudaeorum" раввину Донату и его племяннику Самилу, который защищал иудеев и их имущество, запрещал христианам убеждать рабов иудеев перейти в христианство. Одному из придворных короля был присвоен титул "Magister Iudaeorum" для осуществления судопроизводства по делам иудеев. В условиях раздробленности права это была существенная привилегия.

Самое печальное, что это вызвало гнев архиепископа Лионского Агобарда (ум. 840), который обвинил короля в чрезмерном благоволении к иудеям. Собор в Париже и Мо (846 г.) демонстративно ратифицировал антисемитские каноны испанских соборов полуторастолетней давности. Тем не менее, при Каролингах, как и при Оттонидах (до 1106 г.) евреи не подвергались физическому насилию и существовали среди христианского окружения достаточно спокойно.

См. антисемитизм.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова