Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Мефодий Равноапостольный (р. 815 - 885). Старший брат св. Кирилла, отпрыск знатной семьи, жившей в Фессалониках (Солуни). В отличие от младшего брата, не имел особых склонностей к богословию. Около 840 года он стал стратегом — главой одной из “архонтий”, пограничных областей Византийской империи. Через некоторый неизвестный, но продолжительный срок, он оставил административную карьеру и стал монахом в монастыре Полихрон у горы Олимп. В 863 году вместе с братом Мефодий был направлен императором в Моравию, по просьбе местного князя. Теоретически речь шла о проповеди Евангелия, практически — о проповеди Евангелия в противовес миссионерской деятельности германских священников. Моравский князь был недоволен немцами и их национализмом, и обратился на Восток. Пострадали более всего Мефодий с Кириллом, использованные в чисто политических целях. Им пришлось не столько проповедовать, сколько защищаться от обвинений со стороны немцев, да и собственные единоверцы в Константинополе были недовольны деятельности Кирилла, который переводил богослужение на славянский язык. Византийцы тоже были националисты не слабее немцев, тоже считали собственный язык красивее и священнее славянского. Мефодий, предоставив Константину проповедническую и переводческую деятельность, защищал брата и миссию, добился рассмотрению дела в Риме, в 867 году отправился туда с братом (который в Риме и скончался), получил от Папы одобрение. Папа посвятил Мефодия в священники, а еще через два года, в 869 г., преодолевая сопротивления недоброжелателей миссионеров, в архиепископы Сирмии (Митровица под Белградом). Папа доверил Мефодию возглавить новую церковную провинцию, охватывавшую нынешние Сербию, Хорватию, Словению, Моравию. Но это не помогло: германские церковники просто проигнорировали решение Папы, отстаивая свои права на эту территорию. В ноябре 870 году Мефодий, тогда глава архиепископии в Моравии и Паннонии, был схвачен, незаконно судим и заточен в швабскую тюрьму на два года. Папа с трудом добился его освобождения. Но в 879 году Мефодия предал уже и сам моравский князь, выступив против употребления славянского языка в богослужении. Тут уже и Папа вынужден был отступиться. В 880 г. Мефодий пропутешествовал в Рим и добился разрешения совершать богослужение на славянском языке. В 882-884 годах Мефодий посетил Константинополь, но существенной поддержки не нашел и здесь. Сразу после его смерти, ученики Мефодия вынуждены были бежать из Моравии в Болгарию, где они продолжили проповедь Евангелия. В Болгарии и развилось почитание святых братьев, причем Мефодий как-то само собой поминался все время после Константина. Как часто бывало и с братьями - героями библейских рассказов, старший словно стушевался перед младшим, хотя не только родился раньше, но и умер на 16 лет позже. Так большие становятся во Христе меньшими братьями, и по чуду смирения меньшие при этом не возвеличиваются. Память 6/19 апреля,совместно с Кириллом 11/24 мая, КЦ 14 февраля, в день кончины Кирилла.

Кириллу и Мефодию

Идолопоклонство информационного века - поклонение графике. Главный праздник - "День славянской письменности". Аналог туринского мышления. Всё навыворот. Чехи, для которых создавалась кириллица, обходятся латинской графикой. Поляки, словаки. Когда интернет лишь появился, был краткий миг - всерьёз обсуждали переход России на латинский алфавит. Дня три обсуждали. Конечно, было бы идолопоклонством считать, что переход на латинскую графику - вроде Исхода из Египта. Шило на мыло. Но, знаете ли, если я грязный вонючий пьяница, который шилом исподтишка колет своих соседей по вагону, то, пожалуй, шило на мыло - неплохой вариант. Для соседей, во всяком случае.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова