Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

CЕРЕДИНА VIII ВЕКА: ДАРЫ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ

VIII век считается веком "каролингского ренессанса". Тут слово "ренессанс" употребляется в очень сжатом значении: некоторый количественный прирост культуры. Качество же "ренессанса" было вполне "тёмно-средневековое". Столетие ознаменовалось, правда, переходом к христианскому летоисчислению: изобретённое на сто лет ранее, оно впервые зафиксировано у Беды (731 год) и в 742 году - на континенте в одной из грамот. Не следует, впрочем, думать, что за отсчётом лет от Рождества стояло стремление к знанию. Это был символ, это был хронологический империализм.

VIII век жив сегодня прежде всего благодаря двум фальшивкам. Самая важная для фальсификаторов сегодня забыта, а та, которой изготовили, может быть, на ходу, будоражит жёлтую прессу. Первая - "Дар Константина": грамота, по которой император Константин якобы подарил свои земли в Италии папе Сильвестру. "Дар" был составлен, скорее всего, около 752 года, хотя не исключена и более поздняя дата. Что это фальшивка, знали уже в XI веке, но римские папы отстаивали подлинность документа до XVI столетия. Книга Лоренцо Валлы, в которой подложность "Дара" была доказана благодаря искусному анализу, стала фундаментом источниковедения как точной науки, более точной, чем сама история.

Создали фальшивку, видимо, в интересах папства. Менее очевидно, от кого защищали папство: от византийского басилевса, от Карла Великого? Возможно, сразу от обоих. Главная идея проста: земному властителю нечего делать там, где находится представитель небесной власти.

В мае 778 г. папа Адриан в своём послании Карлу явно ссылался на "Дар Константина" - это первое указание на то, что фальшивка уже была изготовлена. Согласно "Дару", Константин подарил Папе Сильвестру свой императорский дворец в Латеране, императорские инсигнии, и вообще всю западную часть империи: "Romae urbis et omnes Italicae seu occidentalium regionum provincias, loca et civitates". Сам переехал в Византий. Говорится в документе и о папском примате, которого на Западе никто не оспаривал, зато не признавали в Византии.

Вторая фальшивка не слишком гремела в Средневековье, теряясь среди десятков себе подобных. "Судариум из Овьедо" - это кусок материи размером 84 на 53 сантиментра с бурыми пятнами. Точно известно одно: ларец с этой реликвией хранился в часовне, которую выстроил в 840 г. король Альфонс II рядом со столицей Астурии (единственного королевства, сохранявшего относительную независимость от арабов). Позднее вокруг часовни был воздвигнут собор Сан-Сальвадор. В ларце в судариумом хранились ещё кое-какие "святыни": подошва сандалии апостола Петра, кусочек платья Марии, щепка от креста с Голгофы. Об этих святынях поклонники судариума предпочитают не вспоминать. Считается, что в Аржантее хранится хитон, в котором Иисус шёл на Голгофе, в Овьедо - плат, которым было накрыто Его Лицо в гробнице, а в Турине - ткань, которой было обвито Его тело в гробнице.

Судариум из Овьедо

В 1994 г. Баима Боллоне провёл радиоуглеродный анализ судариума, который указал на VII в. В 2007 г. анализ был проведён повторно в Институте токсикологии.

В качестве доказательства подлинности предмета приводят чаще всего "совпадения" с Туринской плащанице: якобы и нос такой же длины (8 сантиметров), и частицы крови той же группы (четвёртой, АВ).

Вот такой "каролингский ренессанс": грамотность используется для составления фальшивых грамот, и все три главных решения каролингских богословов (против иконопочитания, против испанских теологов, за "филиокве") оказываются неверными. Причина проста: это государственный ренессанс. Тут не фельдфебеля в Вольтеры дают, а Вольтера нанимают в фельдфебели, но результат тот же. Государство не органично, оно механично, это рычаг, причём очень длинный. Если его держит одна рука - например, Карла - то незаметное дрожание этой руки превращается в жуткие колебания противоположного конца палки.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова