Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

VII ВЕК: ЗАЧЕМ ЮГУ СЕВЕР

Эндрю Лот ("Кембриджская история христианства") отмечал, что византийцы были склонны игнорировать западное христианство, потому что оно казалось им обезлюдевшим. Поэтому с такой лихостью был проведен без Рима Трулльский собор ("Пято-Шестый" вселенский). Они недооценили миссионерский потенциал римского католичества, которое в последующие три столетия сумело распространиться до Ледовитого океана.

Насколько это было трудно, легко себе представить - ведь и сегодня "северяне" Европы не слишком доброжелательны к "южанам". Боятся "исламизации" Европы (напрасно, обстоятельства изменились, теперь никто не даст проповедникам - и тем, которые с мечом, и тем, которые с книгой - тех шансов, которые были в Тёмные Века). Так ведь христианизация была так же маловероятна, и даже ещё менее вероятна. Но состоялась и - ничего, история продолжается.

Конечно, все подобные обобщения чуть-чуть перешагивают черту, где историк говорит уверенно, опираясь на документы. Не найти постановлений или писем, где бы византийские авторы говорили: "Ну, что такое римляне, их вон какая горстка осталась, а нас много". Тут историк восстанавливает прошлое "по аналогии". Аналогия, однако, вполне разумная. Материализм и сегодня силён в умах верующих людей, и сегодня конфессии оценивают друг друга прежде всего по численности. От администрации иного ждать и не приходится. Была Русская Церковь крохотной маргинальной группой в 1960-е годы, было к ней одно отношение. Стала представляет 190 миллионов человек (всё население России и вся эмиграция механически записываются в МП), к ней другое отношение. В 1960-е снисходительно жалели и сюсюкали, утешали, в 2000-е боятся и от боязни ещё больше сюсюкают.

Тем не менее, надо решительно признать, что миссионерство VII-XI веков не вдохновлялось - в отличие от современного русского - соображениями геополитическими. Оно строилось больше снизу. Точнее, было и "верховое" миссионерство, как "крещение Хлодвига", но без последующего "низового", без самопожертвования десятков ирландцев и франков, которых никто вообще-то никуда не посылал, которым единоверцы-епископы, скорее, мешали (из ревности) оно бы оказалось пустой формальностью, как формальностью оказалось "крещение Руси".

Другое дело, что в наши дни роль численности религиозных сообществ изменилась, потому что право голоса в культуре теперь не принадлежит монопольно большинству. Вот это и лежит в основе контр-культурных эскапад "больших конфессий" нашего времени.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова