Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

691 ГОД: ЗАПРЕТ ИЗОБРАЖАТЬ ХРИСТА СИМВОЛИЧЕСКИ

В конце VII века Византия уже оправлялась после всех этих ужасов — но и арабы не стояли на месте. Юстиниан II попытался продолжить дело Юстиниана I. В 691 году он организует Трулльский собор, который наводит порядок в церковных делах, проводит систематизацию канонов, старается упорядочить и поставить под контроль все аспекты жизни общества. Собор тоже можно считать «иконоборческим», ведь его 82 канон запретил древний обычай изображать Христа в виде барашка, «агнца» - изображать следовало в виде человека. Шестивековая традиция — побоку! Возглас Иоанна Предтечи - «Се, Агнец Божий!» - побоку.

Спасибо, евангельский текст не тронули и крест оставили. Впрочем, 73 канон запретил изображать крест на полу, что практиковалось полтысячелетия (а у католиков до сего дня практикуется). Дело, видимо, не в том, что хотели предотвратить «попирание» креста ногами. Само горизонтальное положение креста стало казаться кощунственным — крест должен быть «воздвигнут». Вертикаль должна быть вертикальной. Поэтому одним из различий между православными и католиками стало неприятие на Востоке «римского» обычая молиться, лёжа на земле с руками, раскинутыми в виде креста.

Впрочем, самым наглядным образцом изменившейся политики стали монеты. На них впервые появляется лицо Христа — причём на лицевой стороне, Юстиниан же на реверсе. Да ещё подпись: «Rex Regnantium», «Царь царствующих». Юстиниан же - «Servus Christi», «Раб Христов». Должность немаленькая — Юстиниан как наместник Христа отвечал за всех христиан, хоть в пределах своей страны, хоть под арабским правлением. Да за всю вселенную он отвечал! Уже не Христос помогал императору в земных делах, как ранее, а император — Христу.

После такой идеологической (и экономической, и военной) подготовки армия Юстиниана сошлась с армией Абд аль-Малика в 692 году под Себастополисом (кто-нибудь думал, что Севастополь — русское слово? Напрасно). Греки шли в бой с иконами — и проиграли халифату. Правда, и тот оказался достаточно слаб, так что Византию завоевать не смог, но у греков последовало 22 года гражданских войн, семеро узурпаторов престола...

См. история изображения Христа. Конфликт VII-VIII вв. вокруг иконопочитания.
 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова