Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

VII ВЕК: ВЕРА И ЛЫСИНА

 

Посылать в Англию за новым кандидатом было и долго, и ненадёжно. Так вот, первым кандидатом оказался аббат Адриан «из афров» - бежавший, очевидно, из завоёванных арабами земель. Прелестный был бы казус — африканец - архиепископ Английской церкви. Ещё пара поколений и это осуществится, ничего не поделаешь.

Адриан, однако, оказался по-настоящему смиренным человеком (сослался он на возраст) и стал подыскивать себе замену. Новым кандидатом — и новым архиепископ — стал опять мигрант-беженец-чужак, Теодор из того самого Тарса, откуда был и апостол Павел и где теперь уже господствовали мусульмане. Грек, но знающий латынь. Православный, но готовый на компромисс ради пользы дела.

Папа, однако, согласился на кандидатуру Теодора с условием, что Адриан поедет с ним и будет следить, чтобы тот не оправославил англичан, не занёс «в церковь каких-либо греческих обычаев, противных истинной вере».

«Вера», заметим, приравнивается этим к «обычаю», ритуалу. В качества примера православного обычая, несовместимого с истинной (католической) верой Беда приводит тонзуру. Православные в VII cтолетии вовсе не отвергали тонзуру (да и много позднее ещё выстригали волосы при рукоположении), только форма тонзуры была другой: не «короной» - в центре причёски искусственная плешь, а выбритая над лбом полоса. Тоже, конечно, плешь, но ведь тонзура и есть плешь, хотя называется красиво. Если лысина от природы - мужчина стесняется, если искусственный символ настоящей власти — радостно согласен себя изуродовать. Так что Теодору пришлось четыре месяца, пока не отросли волосы надо лбом, а потом уже ему выстригли волосы на затылке.

См. о Теодоре подробнее.

См. Беда. Человек без свойств. Православно-католические споры.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова