Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

VII ВЕК: СИНАГОГА, КОТОРУЮ НЕ ПОСТРОИЛ ЗОСИМА

В милом еврейском анекдоте несчастный, выброшенный на необитаемый остров, строит две синагоги: одну, в которую он ходит, а другую, в которую он принципиально не ходит, потому что там неправильный иудаизм.

Что изящнее классического анекдота о программисте, который ставит на ночь два стакана, один с водой, другой пустой - первый на случай, если захочется пить, второй на случай, если ему пить не захочется.

В реальности синагоги три, только одна не видна. Всегда есть синагога, которую запретили строить.

Остров - Сиракузы, самая серединочка VII столетия. Еврей - ну, несколько евреев. Синагога была, но её разрушили вандалы во время рейда Гейзериха на остров в середине V века. Евреи хотят построить синагогу. Евреи знают, что решение принимает не гражданский правитель (которого агиограф лихо именует "принцепсом"), а епископ Зосима. Евреи не идут к епископу, евреи идут к патрикию, а тот идёт к архиерею и робко просит не бранить его за ходатайство. "Как я могу бранить тебя, сын мой, - отвечает Зосима". - Если то, что ты попросишь, дело хорошее и не слишком трудное". Тут и произносится слово "синагога".

В ответ на что епископ Зосима обращается к небесам, цитируя, естественно, еврея - псалмопевца Давида: "Не ненавидящих ли Тебя, Господи, я возненавидел?!" (Пс. 138, 21). Потом поворачивается к человеку: "Зачем ты прилепился к тем, кто ныне причиняет страдания Христу? Никогда Зосима такого не позволит!"

Епископ действовал в рамках закона (Кодекс Юстиниана, I.9.18). В том-то и проблема...

Конечно, отказ в строительстве синагоги - мелочь. Никто не умер.

То ли дело начало этого же седьмого столетия, когда евреи оказались на переднем фронте византийско-персидской войны. С точки зрения византийцев, евреи их предали, приняв сторону персов при осаде Иерусалима. Что у евреев могут быть свои интересы, византийцы просто не понимали. Да что уж древние византийцы - полтора тысячелетия спустя публицист на службе Московской Патриархии (в Московской духовной академии) Ю.Максимов заклеймил евреев:

"Иудеи, жившие в городе, войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 000 проданы в рабство. Притеснения и убийства христиан иудеями происходили тогда и в других местах Палестины. Персидские воины охотно распродавали захваченных в рабство христиан, «иудеи же, из-за своей вражды, покупали их по дешевой цене и убивали», – сообщает сирийский историк".

Сирийские историки (христиане, конечно), они ведь чем знамениты? Ну никогда не лгут и никогда не преувеличивают. Как и преподаватели Московской духовной академии.

В отличие от других антисемитов, Максимов признавал, что иногда, кое-где, отдельные христиане досаждали евреям.

"Однако стоит учитывать, что в тех случаях, когда иудеи приходили к власти, подчиненных им христиан ждала ничуть не лучшая участь, порой же намного худшая ... Неудивительно, что в то время император Ираклий отнесся к предателям-иудеям сурово. Эти события во многом определили антисемитские настроения всего европейского средневековья".

Антисемит, который устраивает погром, это антисемит первой степени, детсадовской. Вот антисемит, который оправдывает погром еврейскими преступлениями, - это антисемит второй степени. Так ведь есть ещё и третья степень - Л.Дворкин, тоже штатный пропагандист Московской Патриархии и при этом еврей, не только списал у Максимова часть текста, но и прибавил фиоритуру: "...определила характер средневекового антисемитизма и породила множество легенд, например, об употреблении евреями крови христианских младенцев в ритуальных целях".

То есть, что - евреи таки употребляли? При взятии Иерусалима? И поэтому спустя полтысячелетия молчания появились бредни про кровь христианских младенцев?... Тяжело еврею встраиваться в антисемитскую структуру - надо выказать больше антисемитизма, чем требуется с русского, а это, знаете ли, немало.

Это было начало седьмого столетия, а был ещё конец, когда Трулльский собор принял каноны, запрещающие лечиться у еврея, есть мацу, мыться с евреем в одной бане. Священник Иоанн Мейендорф, когда мы с ним беседовали сразу после путча 1991 года, удивлялся антисемитизму Московской Патриархии (он сам был священник Американской Церкви) и иронизировал: где же в Нью-Йорке найти врача - не еврея?!

Увы, запрет лечиться у еврея первым, кажется, высказал св. Иоанн Златоуст за три века этого, отчеканив: "Зачем лечить тело ценой погибели души?" (PG, XLVIII, 855). Это первый, а последним... У католиков эти запреты содержались в корпусе канонического права ещё в XIX веке, хотя уж как там они исполнялись...

Наверное, не очень исполнялись. Жить захочешь - и к еврею придёшь. Поэтому каноны - не трагедия. Что византийцы отомстили евреям за "предательство", вырезав не один десяток тысяч человек - это, конечно, трагедия. Только вот какая сложность... Всё-таки трагедия - это когда один погибает. Смерть одного - трагедия, смерть двоих - статистика. Человек человечен не тогда, когда возмущается миллионом смертей больше, чем одной, а когда возмущается одной смертью предельно, максимально. Человек - не денежка, от сложения с другими не прибывает, а убывает. А вот непостроенная синагога - таким образом не построенная - это, может быть, самая любимая Бгом синагога, и все, кто в эту непостроенную синагогу не попал, на небе принимались вне очереди и уж во всяком случае впереди святого святителя преосвященного Зосимы.

См. антисемитизм.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова