Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: БЫЛО ЛИ ОНО ХРИСТИАНСКИМ?

История Средних веков есть не только история проповеди Нового Завета народам, которые еще не получили и не освоили откровения Ветхого Завета. То, что удалось хоть как-то дать понять (действительно понять) о Сыне Божием людям, не ведавшим Отца, уже чудо. Особенное внимание к Ветхому Завету в Средние века объясняется именно этим (не к Библии как тексту, а к ветхозаветным персонажам и истории как типологии поведения). Это - чудо не трагическое, как не трагично и то, что христианство проповедовалось сверху, что князья крестили народы, словно палец окунали в чашу. Как и во времена Ветхого Завета, народы именно чувствовали себя пальцем, и тут не было обиды к князю, ибо и князь был всего лишь ногтем на пальце, всего лишь функцией от некоего сверх-человеческого целого. Невозможно придти к личному миросозерцанию, не пройдя через обращение к безличному в человеке, не обращая безличное. Отрицать из-за этого историю Церкви (как то делают протестанты, учащие о “Константиновом плене”), - всё равно что отрицать лекарство, у которого горькая оболочка и сладкая сердцевина, и требовать непременно пилюлю со сладкой оболочкой и горькой сердцевиной. Средние века - горькая реальность, но без них не было бы, помимо прочего, и протестантов.

Настоящий трагизм не в том, что христианство пророведовали нехристям, ибо и в нашем мире христианство проповедуют круглым безбожникам, монотеистов нехристианских так немного, что им проповедовать так же неловко, как выселять чукчей из чумов в коттеджи, нарушая “экологически чистый уклад жизни” и “местное своеобразие”. Трагично, что способ проповеди был не по Новому Завету, и даже не по Ветхому (которому в целом чужда идея насильственного обращения кого-то в свою веру, который больше озабочен, скорее, отсечением от своей веры сгнивших членов), а по язычески. Карл Великий христианизировал саксов методами, достойными Навуходоносора и Сеннахирима: угрожая смертью, переселяя целые народы. Как из такого безобразия и хаоса появились всё-таки христианские плоды, поистине удивительно, и ничего, кроме веры, мы не можем противопоставить людям, которые отрицают, что плоды были.

Средневековье стало для христианской цивилизации эпохой детства. В 16-18 веках эту эпоху абсолютно презирали, с романтиков стали испытывать по ней восхитительную ностальгию, - все как у человека. По сей день популярны романы из средневековой жизни - те же рыцарские бредни, только в жанре откровенной фэнтэзи. Однако в новом восприятии средневековья упущено главное, что составляло его суть и прелесть. В новых рыцарских романах нагромождено огромное количество драконов, принцесс, копий, единорогов, волшебников - а Средневековья нет! Ибо нет евангельского лучика, который освещал эту эпоху и облучал ее, не давая успокоиться в своих доспехах, в феодализме и рыцарстве, постоянно напоминая о каком-то ином, высшем высшем - высшем более, чем любые параллельные пространства или колдовские империи. Средневековье тем отличалось от любого восточного феодализма, что было христианским - не обладало Христом, но принадлежало Христу. Это очень мало, но всё же это больше, чем ничего.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова