Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Мария Антиохийская (V-VI вв.). Героиня авантюрной повести, написанной не позднее VI в., согласно которой мать Марии, рано потерявшая мужа, убедила дочь отказаться от брака «в пользу чистоты» (к сожалению, с началом Средневековья представление о браке как о чем-то нечистом стало широко распространено среди христиан). Мать рассуждает очень прихотливо: раз мы бедны и не можем подавать милостыню, «должно нам принести Богу хотя бы телесную чистоту». Некий юноша Анфамий, однако, влюбляется в Марию, два года за ней безуспешно ухаживает, наталкиваясь на сопротивление матери и, наконец, обращется к колдуну Мегасу. Колдун посылает двух демонов привести Марию к юноше. Демоны донимают мать и дочь дурными снами, те подымаются и, не заметив, что еще рано, отправляются в церковь. Но по дороге один демон принимает облик Марии и идет с матерью, а второй принимает облик матери и ведет Марию к Анфимию. Тут демон исчезает. Озадаченная Мария начинает убеждать Анфимия отпустить ее ненадолго, и добивается своего - видимо, потому, что молодой человек, ошарашенный происшедшим, решает сам стать колдуном. Но от него требуют письменного отречения от Христа – он сперва пишет, потом раскаивается. Юноша идет к епископу и просит окрестить его заново: «Раз я письменно отрекся от крещения, значит, нет его на мне». Епископ юношу ободряет и призывает к покаянию: «Нет у христиан второго крещения, кроме слезного». Следует счастливый конец: Анфимий раздает свое имение нищим, в том числе Марии, и исчезает. В древних святцах память Марии была помещена под 29 мая, но в современных православных календарях ее нет.

Cм. Сергий, Полный месяцеслов Востока, т. 2, с. 161, со ссылкой на Лаврент. УКр. Житие опубликовано. Антиохия "сирская".

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова