Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

 

V ВЕК: БАРЛЕТТСКИЙ ИСТУКАН

В 20 г. Римский Сенат постановил воздвигнуть Августу статую в публичном месте. Оригинал утрачен, а мраморная копия была найдена при раскопках виллы вдовы Августа Ливии Друзиллы. Август изображён в качестве "тораката" - в командирской кирасе ("тораксе"), на которой красуются бог войны Марс и человеческие фигуры, символизирующие завоёванные им земли - Испанию, Галлию, Германию, Парфия. Вверху бог Солнца в колеснице освещает все эти прекрасные достижения римского военного хозяйства.

Парфия выделена особо. Как это обычно и бывает, выпячено именно то, что прикрывает пустоту. За полвека до Августа парфяне разбили римскую армию и захватили её знамена. Август не отважился воевать с Парфией, он сумел только выторговать у этой равной Риму империи возвращение знамён. По сути это было поражение римского милитаризма, и поражение это, естественно для милитаризма, было изображено как победа. Знамёна вернули!

Предполагается, что в вытянутой правой руке Август держал лавровый венок победителя, показывая его своим солдатам, а в правой держал жезл - символ власти, "баструм". От этого "баструма" вкусное слово "батон". В руках императора баструм назывался "империум", слово уже не такое вкусное. Империю не съешь, а вот она прожорлива. Палка она и есть палка.

Статуя не совсем римского стиля, она подражает греческому стилю, более романтическому, воспроизводя статую Дорифора, созданную Поликлетом в V в. до р.Х. Статую Дорифора римляне ошибочно принимали за изображения Ахилла. Голова, однако, вполне изображена по-римски, реалистически воспроизведен августовский чуб. Статуя, видимо, была раскрашена. Август здесь - божественный герой (что подчёркнуто изображением Купидона у его ноги). Ноги, кстати, босые - вообще-то так босыми изображали богов, Август же не лез в боги, в отличие от позднейших императоров. Однако, никто не поручится, что у оригинала тоже были босые ноги. Вдова могла заказать такой вариант, слегка обожествив покойного супруга. Купидон, кстати, приходился Августу родственником - во всяком случае, и Цезарь, и Август возводили себя к Венере.

Статуй, подобных этой, было много и спустя столетия. Всякий кесарь хотел видеть себя Цезарем. Сохранилась, однако, лишь одна статуя, так называемый "колосс Барлетты". Название парадоксальное, потому что "Барлетта" - это маленький городок около знаменитого Бари, тут суффикс уменьшительный - как если рядом с Угличем был городок Угличёнок. Колосс в напёрстке. Откопали колосса в Равенне, бывшей в V веке столицей. Доминиканцы обломали статуе руки и ноги и использовали их, чтобы звонить в колокола. Так что конечности позднее отлили заново. Голова, однако, сохранилась отлично. Внушает ужас. В этой статуе пять метров высоты (в статуе Августа - всего два). Андре Грабар так объяснил жуткий эффект от лица Барлеттского великана: "Вероятно, самое впечатляющее изображение власти, выражающееся в неистовой силе; видно, насколько этот эффект зависит от схематизации черт лица: не лишая его характерности, симметрия и синтетическое упрощение планов придают ему пугающий вид робота" (Император..., 2000, с. 37).

В руке у этого - христианского - императора - сейчас крест. Первоначально мог быть "лабарум" - символ Христа. Увы, в руке, которая тянется от такой головы, всё превращается в палку.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова