Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Телемах Римский (ок. 400). Почти через девяносто лет после того, как христианство стало государственной религией Римской империи, оно так мало было религией населения империи, что в Риме устраивались гладиаторские бои. Теоретически они были запрещены императором Константином Великим (см. Кодекс Феодосия, XV.12), но частные гладиаторские школы и бои всё же проводились (бои и появились в Риме в 264 г. - были заимствованы у этрусков - как проявления личной набожности, чтобы умилостивить дух предков). В 399 г. Гонорий закрыл гладиаторские школы. Вскоре после этого, рассказывал Феодорит Киррский, когда в Колизее шли гладиаторские игры, на арене цирка появился монах — это и был Телемах, пришедший, как потом выяснило следствие, из Азии — и стал разнимать гладиаторов. Гладиаторы не возражали, но зрители были возмущены до такой степени, что забросали монаха камнями. Только после этого император Гонорий догадался запретить гладиаторские игры, хотя еще и сегодня не все догадываются, что Евангелие и убийство несовместимы ни на арене цирка, ни за её пределами. Гиббон, весьма антиклерикальный английский историк XVIII века, сказал, что смерть Телемаха принесла миру больше пользы, чем его жизнь. О самом Гиббоне этого сказать нельзя, но хорошо ли это? В конце концов, Телемах замечателен уже тем, что избавил слово "игра" от кровавых ассоциаций. Он вмешался в игру смерти на полном серьёзе, потому что верил, что смерть свою игру уже проиграла - со Христом. Феодорит Киррский. “Церковная история”. М., 1993. С. 203-204. Analecta Bollandiana, vol. xxxiii (1914), pp. 421-428. Память 1 января, РПЦ 18/31 августа.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова