Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

IV век: Василий Великий о том, как отвечать на оскорбление: пример берём с Сократа!

Св. Василий Великий защищал культуру своего времени (всю - "языческую") и говорил, что надо просто уметь отфильтровывать нужное. Причём, он не призывал вводить цензуру, полагал, что молодёжь сама прекрасно может отделить змей от голубей. В качестве примера полезного Василий рассказывал эпизод из жизни Сократа:

"Некто ... бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: "Делал такой-то"; и тем отмстил. Поелику это указывает на одно почти с нашими правилами, то утверждаю, что весьма хорошо подражать таким мужам. Ибо этот поступок Сократа сходен с заповедью, по которой ударяющему по ланите должен ты подставить другую (Мф. 5, 39), - в такой мере надобно мстить за себя!".

В том же эссе Василий отмечал:

"И ораторам не будем подражать в искусстве лгать. Ибо ни в судах, ни других делах не прилична ложь нам, избравшим прямой и истинный путь жизни, - нам, которым предписано законом даже и не судиться".

"Нам" - то есть, христианам.

Конечно, есть традиционный софизм: мол, не надо мстить за личную обиду, но за обиду, нанесённую твоим ценностям и святыням - мсти, лично или через суд. Только вот закавыка: если святыня подлинно тебе дорога, ты уже не разделяешь её и себя, она именно что твоя, а значит, оскорбление святыни - оно и оскорбление тебя. За себя же мстить нельзя, следовательно, и за оскорбление своих святынь нельзя мстить. Если же ты дистанцирован, отчуждён от святыни, то ты её этим самым оскорбляешь сам более любого кощунника.

Впрочем, всё это лишь разум. Кто жаждет мести, тот в состоянии гнева и ненависти, как бы хладнокровно он не говорил.

А пример Сократа отлично показывает, чего недостаёт всем тем, кто идёт в суд, а не к Богу - чувства юмора. Конечно, чувство это развито у разных людей в разной степени, так ведь это уже долг человека - развивать чувство юмора, а не чувство обидчивости и не чувство мстительности.

Внес в доки.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова