Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

III СТОЛЕТИЕ: СТОЛЕТИЕ БЕСНОВАТЫХ?

Папа Римский Корнилий в середине III века, описывая устройство "кафолической церкви", упомянул, что в ней 46 священников и "52 человека заклинателей, и чтецов, и привратников".

Кстати, Корнилий прежде всего пытался доказать, что епископ должен быть один. Мыслил он, как и большинство людей того времени, прошлым. Как было раньше, так должно быть и впредь. Он был бы доволен, что в современном Риме по-прежнему один епископ, а вот интересно, как бы он отреагировал на отсутствие заклинателей? Конечно, они есть, только их существование не афишируется. Папы-реакционеры склонны поощрять существование заклинателей, но делают это крайне осторожно, чтобы не попасть в зависимость от религиозных истериков.

Заклинателей (экзорцистов) было много во всех христианских церквах того времени. Изгнание бесов составляло основную часть подготовки к крещению и могло длиться годами. Современные энтузиасты христианского просвещения заменяют изгнание бесов обучением в стиле современной педагогики, но молитвы-то в чине оглашения - не о научении, а именно об изгнании сатаны и отречении от него. Молитвы повторялись многократно в течение нескольких лет и подкреплялись обрядом положения нескольких крупинок соли на язык тому, кто готовился к крещению (соль как символ и средство чистоты, предохранения от гниения, фигурирует и в Евангелии).

Разумеется, к нынешним голливудским триллерам на темы бесноватости, всё это отношения не имело. Рационалистический подход к Евангелию отождествил беснование с эпилепсией. Это абсолютно невероятно. Эпилептик ничего не разрушает, он опасен для себя, а не для окружающих. Евангельские бесноватые, с точки зрения современной психиатрии, скорее, сумасшедшие. Однако, заклинатели в Риме III cтолетия вовсе не были дежурными скорой психиатрической помощи, готовыми прибежать по вызову к человеку, который что-то ломает и крушит. К ним приходили вполне почтенные люди. Как и сегодня вполне солидные люди во время чтения молитв перед крещением повторяют слова об отречении "от сатаны и всех злых дел его". Это не дань традиции - во всяком случае, это не должна быть дань традиции, это должна быть дань правде. Солидность, почтенность, вообще нормальность - бесконечно лучше истеричности, асоциальности, склочности, но и бесконечно ближе к подземному царству, нежели к небесному. Всё это "человеческое, слишком человеческое", как написал Ницше в 1878 г. и как не грех повторить любому христианину. Сатанизм - настоящий, первосортный - не там, где мучают кошек, а там, где мучают окружающих. Лучшая маскровка для бесов - приличный костюм, приличие во всём. Как охотник, чтобы убить льва, одевается так, чтобы слиться с джунглями, так грех старается слиться с людьми - не с подростками и юношеством, не с маргиналами, а с обычными людьми. "Свой для своих". "Обычный господь для обычных господ". А уж под этой маскировкой - шипящий жир, едкая кислота, удушливые газы, всё то, что епископ Иоанн Шаховской назвал "апокалипсис мелкого греха".

Ср. Григорий Неокесарийский (ум. 266). Заклинание на духов нечистых.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова