Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

3 век: демократия атомов и атомная демократия

См. Дионисий Александрийский.

В середине III столетия епископ Александрии Дионисий иронически назвал творение без Творца – демократией атомов. В переводе, который был сделан ещё при Победоносцеве, в 1900-м году, слово «демократия» было заменено на «самоуправление». Видно, что у Дионисия мнение о демократии было невысокое – как и у Победоносцева. Ну разве могут атомы сами собраться в Солнце?!

«Друзья приветствуют и обнимают друг друга и спешат расположиться на одно общее место жительства, и одни сами собою сплетаются в великое светило солнце, чтобы производить день, а другие в многочисленные, может быть, пирамиды звёзд».

Только египтянин может увидеть в звёздах – пирамиды.

Атомы - «бездушные тела». Следовательно, они сами ничего не могут. Если есть то, что есть, то был Тот, Кто сделал то, что есть. Дионисий перебирает эпитеты, сравнивая Бога и с пастухом, который погоняет атомы как овец, и с архитектором, но больше всего ему нравится образ полководца. Одно это многое говорит о его эпохе, когда милитаризация начала разъедать Римскую империю.

Милитаризация и централизация, конечно, это сиамские близнецы. Разве без управляющего и направляющего центра могут люди построить пирамиду? Колизей? Андронный коллайдер, космическую ракету, онкологическую больницу?

Проблема даже не в том, что уповающие на централизацию начинают видеть в конкретном человеке бездушный атом. Проблема в том, что осмысленность человеческой жизни очевидна лишь, когда пишешь фельетон против материалистов. Пока не заболит аппендицит, нетрудно, как делал Дионисий, воспевать гармонию человеческого тела, в котором нет ничего лишнего или вредного. Когда тебе пришлют расшифровку твоего генома, да просто сообщат, что у тебя рак, - тогда ой. Дионисий это отлично знал – он ведь писал вполне разумные комментарии к Экклесиасту и Иову. Всё суета сует! Какая, к лешему, гармония мироздания – достаточно почитать причитания Дионисия о том, как испортился мир. Это он материалистам-эпикурейцам писал про «благоприятную погоду», а единоверцу… Прям как нынешние алармисты:

«Очистится ли когда-нибудь воздух, заражённый отовсюду поднимающимися зловредными испарениями? От земли подниматся такие пары, с моря веют такие ветры, с рек такой воздух и с гаваней такие туманы, что росы похожи на сукровицу трупов … И после этого ещё удивляются и недоумевают, откуда эти тяжёлые болезни, откуда непрестанные язвы, отчего умирает так много людей, поражаемых разнообразными болезнями. … Род человеческий всё уменьшается на земле и исчезает».

Разумеется, прижатый к пирамиде, Дионисий бы ответил: всё-таки всё хорошо, а что плохо, так это либо за грехи наказание, либо для просвещения поучение. Такую логику ничем не прошибить – что бы ни случилось, за всё слава Богу и проклятье неверующим. Всё равно, что поставить в казино и на красное, и на чёрное.

Материалистическая позиция ничуть не лучше. Всё случайность, просто человеческий мозг путает причину со следствием и не понимает, что не солнце создано, чтобы удовлетворить человеческую потребность в свете, а человеческая потребность в свете есть приспособление к жизни за счёт солнца. Чуть иначе сложись калейдоскоп, и мы бы благодарили Бога за то, что Он не лишил нас фтора, что на Земле мало воды и много соляной кислоты, а органы чувств наслаждаются красотой мира, явленной в инфракрасных лучах, и заботливо ограждены от разрушительного для них воздействия других частей спектра.

Звучит прекрасно до момента, когда мы спрашиваем себя, почему мы спрашиваем. Почему учёный учёнствует, даже рискуя жизнью, почему сердце не только насос для крови, почему человек сам в себе несёт самоочевидность осмысленности. Весь мир калейдоскоп – да ради Бога, но почему я – не калейдоскоп? «А ты калейдоскоп», - отвечает учёный, но нарушает этим самым аксиому науки – основываться на фактах, проверенных и перепроверенных.

Человек – вот главный факт, не укладывающийся ни в какие материалистические построения. То есть, иные люди укладываются, некоторые даже с удовольствием, очень многие люди укладывают окружающих, резервируя за собой, единственным, право бытие не калейдоскопное, а нормально-человеческое.

Иной самоубийца кончает с собой, потому что вдруг заподозрил в себе калейдоскоп – а это невыносимо для человека, а другой человек кончает с собой по прямо противоположной причине – я не калейдоскоп дрожащий, и если я калейдоскоп сломаю, то сам я не умру, а только освобожусь и наконец-то буду глядеть на мир нормально, а не через трубу из трёх зеркал.

Бог есть, потому что люди совершают осмысленные поступки, - вот логика Дионисия. Плотник не случайно сколачивает стол, каменщик не случайно строит пирамиду. Наука пожимает плечами: ну что значит «не случайно»… Конечно, не случайно в строгом, математическом смысле слова, но и осмысленности (и, между прочим, свободы) в этих действиях немногим больше, чем в полёте шмеля или кружении ветра в овраге. Больше, но ненамного. Не надо пыжиться. Вон, может, муравьи тоже про себя много воображают – так много, что не желают с нами общаться, полагая, что мы вроде грибов или зайцев, существа, лишённые той высшей свободы и творческого дерзновения, которой обладает любой муравей. Это ведь всего лишь вывернутая наизнанку логика Дионисия: Бога нет, поэтому люди совершают поступки, осмысленные лишь в очень малой степени.

Не Бога нет – человека нет, смысла нет, свободы нет. Счастье есть, пожалуйста – гомеостаз, примирение с бессмыслицей существования и взаимопомощь на пути от небытия к небытию. Отрезок невелик, но зато уж на нём прогресс, гуманность и прочие прибамбасы вполне реальны. Пусть всё маленькое, зато своё! Наслаждайтесь! Получаете удовольствие от самообманов и иллюзий насчёт смысла сверх реального, – пожалуйста, свобода, только никому не мешайте. А то у нас есть атомная бомба.

Атомная бомба – казалось бы, ничтожное, преходящее обстоятельство, но ведь не преходит же. Она оказывается не случайным элементом современной демократии. Атомное оружие - не символ, а наиреальнейшее воплощение бессмыслицы, абсурда. Пустить его в ход немыслимо ровно так же, как избавиться от него. Иметь атомное оружие имеет смысл только в том случае, если смысл есть у человеческого существования. Настоящий смысл, а не просто спринт от матки до могилы. Но если такой смысл, который есть смысл защищать атомной бомбой, есть, то этот смысл нельзя защитить атомной бомбой. Настоящий смысл человеческой жизни так же не ограничен жителями какой-либо одной страны, как не будут ограничены какой-либо одной страной последствия атомной войны, если она всё-таки когда-нибудь случится, подтверждая, что «человек» и «смысл» - понятия несовместимые.

Если бы Дионисий Александрийский жил в сегодняшнем Египте, что бы он подумал? В смысле населения всё отлично, не обезлюдела земля фараонов, как он боялся, даже напротив. Христиан преследуют, но их и при Дионисии преследовали, и сам он отсидел. Столы по-прежнему делают, солдат по-прежнему выстраивают, демократии атомов по-прежнему побаиваются, не верят в неё. Плотник не даёт воли брёвнам, политик не должен давать воли людям, Бог – атомам.

А может, всё-таки – дал? Может, Бог всё-таки творец особого рода? Не просто плотник, пастух, полковник? Плотник не даёт свободы брёвнам, а человек человеку – даёт. Если человек штатский, конечно, и порядочный. Так неужели Бог менее порядочен и более воинственен, нежели человек? Случайность - не псевдоним свободы, а механизм свободы.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова