Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

 

Максимилиан, Иамвлих (Диомид), Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (III). Семеро “Эфесских отроков”, совершенно легендарных (впервые предание о них было записано в 6 в.). Семеро юношей-воинов, людей знатных (Максимилиана называли сыном ефесского градоначальника), христиан. Легенда гласит, что во время гонения середины III  столетия (гонение совершенно реальное) они были призваны к императору на суд, но на первый раз освобождены от наказания - их только лишили офицерских званий. Гонений не было давно, христиане спокойно служили, не предполагая, что вера может мешать карьере, и император имел все основания надеяться, что молодые люди засомневаются. Он приказал "убедить их розгами" - замечательный оборот, напоминающий современное "принудить к миру". Юноши скрылись в пещере на горе Охлон и проводили здесь место в молитвах, готовясь к мученичеству. Самый младший из них - Иамвлих - одевался нищим и ходил в город, хлеб покупал. Здесь он и услыхал, что император приказал разыскать друзей. Они решились идти в город, но раньше их нашли солдаты и исполнили приказ императора. А тот совершенно умно рассудил, что ни к чему устраивать суд, если подсудимые оказались столь пропагандистски неблагодарным материалом, и повелел просто замуровать их в пещере. Через двести лет вход в пещеру открыли, юноши проснулись и оказались в стране, где было преступлением не быть христианином. Сам император прибыл, чтобы поглядеть на них. Посмотрели они друг на друга, и отроки на глазах у всех склонили головы и почили, теперь уже вечным сном, до всеобщего Воскресения. Рассказывали эту легенду в постыжение тех, кто не верил в возможность воскресения тел. Однако, предание о сем отроках известно и у мусульман, и у неверующих (включая классический рассказ о Рип ван Винкле в романтической литературе), так что дело не только в воскресении, а в потребности человека воображать путешествия во времени, столкновение различных эпох, потому что в этом столкновении обнажается и уникальность каждой эпохи, и общность человеческой природы. На Западе имена «спящих» передавались как Максимиан, Малх, Маркиан, Денис, Иоанн, Серапион, Константин.

Память 27 июля, 4/17 августа, в день, когда отроки уснули, а также в день их пробуждения 22 октября/4 ноября (русский Пролог ошибочно считал эту дату днем их успения).

Одно время память Семи Эфесских отроков по Уставу Великой церкви праздновалась 2 августа, по Студийскому - 7 августа, а по Иерусалимскому - 4 августа. В Римской церкви 27 июля. Исключение составляют регион Регенсбурге (12 сентября) и Аквилея, Зальцбург и Пассау (13 сентября).

Гомилия Иакова Сарукского.

Православные показывают пещеру в Турции у Эфеса, мусульмане в Иордании в Аммане, во Франции католики утверждают, что мощи перенесены были в 13 в крестоносцами из Эфеса в Марсель в церковь Сан-Виктуар.

Analecta Bollandiana, XII, 372-388 (текст Григория Турского), LXVIII (1950), 245-260; Butler, 27.7.

Gregory of Tours, Passio VII Dormientium in the Anal. Bolland., XII, 371-387; Chardry, Li Set Dormanz, ed. Koch (Leipzig, 1879); Legenda Aurea and Caxton's version for July; John Koch: Die Siebenschlaferlegende, ihr Ursprung und ihre Verbreitung. Eine mythologisch-literaturgeschichtliche Studie, Verlag von Carl Reissner, Leipzig, 1883 Michael Huber: Die Wanderlegende von den Siebenschlafern. Eine literargeschichtliche Untersuchung, Leipzig, 1910 Hermann Kandler: Die Bedeutung der Siebenschlafer im Islam, Universitatsverlag Dr.N.Brockmeyer, Bochum, 1994 Oswin Rutz: Die Siebenschlaferkirche in Rotthof, 1506 - 2006. Legende, Geschichte, Kunstgeschichte, herausgegeben vom Katholischen Pfarramt Ruhstorf a.d. Rott, 2006, Don Bosco Grafischer Betrieb, Ensdorf Вагнер Г. К. Легенда о семи спящих эфесских отроках и ее отражение во владимиро-суздальском искусстве.— с. 85—104.//Византийский временник, №48 (1963) Катанов Н.Ф. Сказание о семи эфесских отроках. // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. – 1894. – Т 8. – С. 223245. Катанов Н.Ф. Киргизская и казанскотатарская версии христианского сказания о семи спящих отроках. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1904. – Т. 21, вып. 4. – С. 382388. Крымский А., Семь спящих отроков эфесских, М., 1914.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова