Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Каллист (Каликст) Римский (222). Сведения об этом римском папе восходят либо к источнику благожелательно-льстивому, рисующему Каллиста даже мучеником за веру (что маловероятно, Папа умер, скорее всего, своей смертью), либо к фельетонам, которые писал его противник, первый антипапа, тоже вошедший в святцы, Ипполит. Фельетон содержательнее панигирика, а установить правду помогает здравый смысл — клевета опасна прежде всего для клеветника, ибо создается в исступлении чувств, а потому всегда падает перед трезвой критикой. Ипполит утверждал, что Каллист был рабом у богатого христианина Карпофора, но если другие рабы готовили обед и стирали белье, то Каллист руководил банком. Основными вкладчиками были, что неудивительно, христиане. Деньги, однако, пропали. Каллист бежит из Рима, его ловят в гавани Порто. Во время ареста он прыгает за борт корабля в море, его вытаскивают. Кредиторы добиваются освобождения Каллиста. Вскоре его вторично арестовывают за хулиганство в синагоге (так!). Посылают на каторгу в рудники Сардинии. Папа Виктор (189-199) добивается у императора Коммода помилования христиан-каторжников, включая в их список и Каллиста. Преемник Виктора папа Зефирин делает Каллиста диаконом и своим ближайшим помощником. После смерти Зефирина большинством голосов Каллиста избирают папой. Получивший голоса меньшинства Ипполит образует собственную группировку; раскол длится восемнадцать лет. Что любопытно, Ипполит считает, что Каллист прыгал за борт корабля не в расчете убежать, а чтобы покончить жизнь самоубийством. Напротив, он не обвиняет Каллиста в воровстве. Особенно интересно происшествие в синагоге: его трудно объяснить иначе, как попытку Каллиста чего-то добиться от иудеев, попытку яростную, отчаянную. А чего мог добиваться банкир? Ипполит полагает, что Каллист был сверхвиртуозным обманщиком, способным втереться в доверие к трем папам, к собственному хозяину, к вкладчикам (они ведь добивались его освобождения, не желали отправить его на каторгу), к большинству римских христиан. Но римские христиане — все-таки римляне, а проще говоря, жители мегаполиса и столицы империи, они не из тех людей, кто обманывается. Не разумнее ли предположить, что Каллист был просто энергичным и честным человеком, который сам был обманут, причем только один раз? Будучи помощником папы Зефирина, Каллист уже не допускал промахов в делах и сумел устроить христианское кладбище на Аппиевой дороге, по сей день носящее его имя. Здесь была устроена “папская крипта”, в которой хоронили пап (за исключением самого Каллиста) с Зефирина до папы Евтихиана включительно. Ипполит обвинил Каллиста в приверженности ереси Савеллия, на самом же деле Каллист осудил савеллианство. Ипполит яростно и непрерывно критиковал действия Каллиста уже в качестве папы, но чем больше он обвиняет, тем симпатичнее кажется Каллист: он считал возможным прощать епископу совершение даже смертного греха, тогда как раньше за такое архиерея смещали, он признал, вопреки гражданскому праву, законными браки свободных женщин и рабов, допускал к причастию тех, кто публично покаялся в убийстве, прелюбодеянии, изнасиловании. Можно еще обвинить Каллиста в том, что он не отлучил от Церкви Ипполита. Удивительно, как человек с таким отношением к людям вообще мог руководить банком, удивительно и то, как архиереи с психологией банкиров (не случайно же родилось сравнение Церкви с “сокровищницей веры”) не погубили вконец христианство. Милосердие в конечном счете всегда разумнее, плодотворнее и божественнее беспощадности, какими бы благими намерениями последняя ни прикрывалась. Конечно, если бы в Церкви победили люди, подобные Ипполиту, имени Каллиста в святцах не оказалось бы, и очень показательно, мудро и хорошо, что в Церкви Каллиста Ипполита все-таки почитают как святого.Acta Sanctorum, октябрь, т. VI; Butler, 14.10; Задворный, I, 92-93. Память 14 октября.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова