Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИЗ ИСТОРИИ ВТОРОГО СТОЛЕТИЯ:

ДЕНЬГИ И НЕМНОГО ВРАЧЕБНОГО САРКАЗМА

Тридцать серебреников - это 120 динариев.  Если в начале I столетия легионер получал 225 динариев в год, то в начале II века - 300. Прокураторы получали от 15 тысяч динариев в год до 75 тысяч динариев. Доходы сенаторов начинались с 250 тысяч динариев.

Марк Аврелий в 177 году ввёл предельные цены на гладиаторов - он хотел ограничить бои. Гладиаторы низшей категории стоили от 250 до 500 динариев, высшей до 4 тысяч динариев. В провинции разрешалось устраивать бои стоимостью не более 50 тысяч динариев, так что на арене было не более трёх десятков сражающихся. Из-за этих ограничений имперская казна потеряла 7-8 миллионов динариев.

Необученный раб стоил в это время 500 динариев. Крестьянской семье хватало на год ста с небольшим динариев.  Отставной солдат со своими тремя сотнями динариев считался выгодным женихом.

В повседневной жизни считали не динариями и даже не сестерциями (которых в динарии было четыре), а ассами (ассариями) - в динарии было 16 ассариев. Аман в своей книге о первых христианах приводит разговор с трактирщиком: хлеб - один асс, сено для мула - два, услуги "девицы" - восемь ассов. Вот и ушёл почти динарий! А ведь ещё вино, и завтрак, и ужин... Понятно, почему сидевшему на земле крестьянину хватало ста динариев. Понятно, почему странствующие проповедники останавливались не там, где за девицу просят восемь ассов, а у единоверцев. Понятно и то, почему проповедников снабжали рекомендациями - любителей халявы много, а халявы мало. Долго пользоваться гостеприимством считалось у христиан (скорее всего, не только у них) дурным тоном.

Как и в любую другую эпоху, кто-то не мог пообедать без проститутки, а кто-то давал обет безбрачия. Во всяком случае, знаменитый Гален (ок. 130 - ок 190) упоминал, что среди христиан есть мужчины и женщины, воздерживающиеся от секса, ограничивают себя в еде и питье. Правда,  не вполне понятно, нравилось ли это Галену. Его высказывание уцелело в виде цитаты, причем на арабском. Тут оно похоже на похвалу (христианское воздержание сравнивается с воздержанием философов), да только в сочинении "О разновидностях пульса", которое сохранилась целиком, Гален тоже сравнивает христиан с философами, но совершенно саркастически. Он бранит естествоиспытателя, который не удосужился проверить лично, какой бывает пульс, и в раздражении обрушивается вообще на всех тех, кто верит образам, сказкам, притчам, а не серьёзным доказательствам. "Легче переучить последователей Моисея и Христа", чем тех врачей и философов, которые держатся за догмы своих школ. Это именно сарказм, доведение до абсурда, в реальности Гален явно считал, что врачи всё-таки более вменяемы, чем верующие. Может, и воздержание - хоть философов, хоть верующих - казалось ему сомнительным с точки зрения физиологии. Хотя больше всего ему не нравилась вера как принцип.

Иудеи и христиане (не вполне понятно, считает ли Гален последователей Моисея и Иисуса одним сообществом или двумя) - это лишь те, кого Гален мог ругать, не боясь попасть под суд, а ярость его направлена против любой религиозности. В этом смысле II cтолетие, по замечанию Энтони Бирли, действительно похоже на XVIII век: его скепсис не слишком смел, его аристократизм не слишком благороден,  его процветание скорее позолоченное, чем золотое.

Cм. деньги в истории.

Апулей:

Я "иду на рынок за продуктами. Вижу, выставлена масса прекрасной рыбы. Стал торговаться — вместо ста нуммов уступили за двадцать денариев" (см.).

20 денариев - 80 сестерциев. Если нумм - сестерций, то выигрыш 20 сестерциев. Если нумм - две драхмы, эквивалент двум динариям, то выигрыш много больше - вместо 200 денариев 20. В издании 1984 г. денарий приравнивается к драхме, нумм к сестерцию.

"Случилось так, что я совершил нападение на императорского прокуратора, получавшего оклад в двести тысяч сестерциев, но дела которого потом пошатнулись, так что впал он в ничтожество" (см.).

Караульщику трупов разово платят 1000 нуммов (см.), когда он получает деньги - "я, обрадованный неожиданной поживой и ошалевший от блестящих золотых".

Зевс грозит богам, которые не придут на совет, штрафом десять тысяч нуммов (см.).

Осла покупают за 17 динариев, потом перепродают на 7 нуммов дороже. В третий раз - за 50 нуммов, причем купивший подчеркивает, что он беден и для него это большая сумма - это 12 динариев. Затем его продают за 11 динариев.

Бочка (цистерна) - 5 динариев.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова