Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Прокесс и Мартиниан (I). В VI веке в Риме сочинили легенду, будто апостолы Петр и Павел во время своего пребывания в Мамертинской тюрьме обратили ко Христу тюремщиков Прокесса, Мартиниана и еще сорок человек. Уверовавшие предложили заключенным выпустить их на свободу. Апостолы отказались и крестили новообращенных прямо в тюрьме, причем вода для крещения забил прямо из стены. Начальник тюрьмы Паулин приказал пытать Прокесса и Мартиниана, а когда те отказались совершить жертвоприношение Юпитеру, скомандовал обезглавить их. Тела похоронила в своем поместье римляна Люцина на Аврелиевой дороге. Прокесс и Мартиниан не легендарные персонажи, они реально существовали, были замучены за Христа, похоронены действительно на Аврелиевой дороге, хотя, видимо, в III в. В 4 веке на месте их могилы построили базилику, где Григорий Великий однажды произнес проповедь в их честь, не рассказывая, однако, никаких подробностей вроде вышеперечисленных, описывая лишь исцеления, происходившие от мощей мучеников, не называл мучеников учениками Петра. Легенда, однако, хорошо легла людям на сердце, и почитание мучеников именно как обратившихся к Богу тюремщиков привело к тому, что в начале 9 века папа Пасхалий I перенес их мощи в собор св. Петра, где и по сей день они лежат под посвященным им алтарем. Легенда, по предположению одного историка, могла возникнуть из-за попытки объяснить фреску в катакомбах, где апостол Петр был аллегорически изображен в виде Моисея, источающего из скалы воду (символ Истины), чтобы напоить стоящую вокруг толпу. Толпа и была обозначена изображениями двух солдат. Acta Sanctorum, июль, т. 1; Butler,2.7. Память 2 июля, 11/24 апреля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова