Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Cм. о нём Пивоваров, 1972 (казённая версия).

Василий Мангазейский. Святой Димитрий Ростовский в своих «Минеях» поместил рассказ о том, как ему явился один святой и показал раны: Димитрий написал, что их было три, а ран было пять. Удивительно то, что Димитрий не стал просто исправлять цифры, а именно поместил свой рассказ в качестве некоторого примечания, проявив тем самым не неверие в возможность явлений и, тем более, не недоверие к словам святого, а недоверие к самому себе. Вера выстесняет сомнения в Боге, но поощряет сомнения во многих земных вещах. Василий Мангазейский - пример того, к каким кощунственным последствиям ведет слепая вера, если на ее пути не становится небоязненная строгость Церкви. В 1640-е годы в Мангазее - небольшом сибирском городке, населенном в основном охотниками за пушниной - вечная мерзлота стала выдавливать гробик, в котором нашли явно невзрослый скелет. Гроб вытащили и поставил в часовне, стали почитать эти останки, молиться им в случае нужды - и с благодарностью приносить кто денежку, кто шкурку, потому что чудеса действительно происходили. Было несколько видений: кому-то чудотворец сказал, что его зовут Василий, кому-то назвал имя Моисей. Воевода все это честно записал и послал наверх, а наверху рассудили, что странно причислять к лику святых человека, о котором неизвестно ничего, кроме имени, да и имя-то толком неизвестно. Но прошло несколько веков; Мангазея исчезла, мощи перевезли в соседний Туруханск. Фантазия верующих сочинила целую биографию: юноша-де был сидельцем в торговой лавке, замучен на Пасху жестоким хозяином по ложному подозрению в краже. Прибавляли еще, что хозяин был извращенец и склонял юношу (которого в конце концов назвали все-таки Василием) к сожительству. Церковные историки уступили фантазии народа и стали выяснять, а когда бы такой святой мог жить. Церковные власти, которым истина была совершенно безразлична, предпочли уступить воле народа и разрешили молиться Василию Мангазейскому. Циник решит, что эта история свидетельствует о том, что чудеса происходят не от святых, а от фантазий верующих. Но не вернее ли предположить, что все обстоит значительно лучше, и просто главные чудеса, которые без святых невозможны, просто еще не совершаются, так как человеческая фантазия сосредоточена на чудесах второстепенных, которые можно произвести и без веры? После революции устроили показательное вскрытие мощей Василия; местный священник Мартин Римша отказался присутствовать при этом издевательстве и был отправлен на 12 лет ссылки в лагерь. Так никогда не бывшее мученичество и заблуждение искупились подлинным исповедничеством за веру (Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж: YMCA-Press, 1979, с. 497). Память 22 марта/4 апреля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова