Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Заметки к истории Церкви

Высокое Средневековье

См. отдельно: вера в прогресс. См. двоеверие.

Даниэль-Ропс считал, что идеал Средневековье изображён Андреа да Бонаюто (да Фиренце) на фреске "Церковь воинствующая и Церковь торжествующая" (1365). Ещё её называют "Путь спасения". Он даже считал, что Андреа изобразил реальность, в которой жили "десять поколений", но которая к концу XIV века стала прошлым. Андреа, действительно, художник, который рисовал скорее плакаты-аллегории, чем картины, и в этом отношении его фреска, действительно, удачный пример. Внизу - земля, на которой Папа и император, причём у императора в руке череп, напоминающий о бренности, а Папа без черепа, он представляет вечное. Внизу - духовенство окормляет мирян, все расставлены в чётком иерархическом порядке. Духовенство справа, короли и аристократия слева. Внизу возносится к небу только что построенный флорентийский собор со знаменитым куполом ("Дуомо", "дом"). Вверху ангелы окружают Христа на троне царя и судии.

Запад: зарождение нового

Освобождение от чести. - пола и сословия. - от прагматизма. - Начало утопий, проектов, попыток централизации.

Самый сложный вопрос: насколько то новое, что стало зарождаться на Западе в 11 в. (и частью чего была борьба вокруг инвеституры) было по существу своему обусловлено христианством. На первый взгляд, если христианство в других регионах не приводило к подобным результатам, если в современном мире эта новая цивилизация существует во вполне секулярном виде, значит — христианство во всём это играет случайную роль.

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЧЕСТИ

Изменение отношения к деньгам: идеология дарения сменяется идеологией продажи. Десакрализация денег (понимая честь как нечто священное). Большая свобода в обращении с деньгами, презрение к ним и страх их.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СОСЛОВИЯ И ПОЛА

Изменение положения женщин и мирян, постепенное нарастание их активности.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПРАГМАТИЗМА

. Система обучения, в которой постоянно наращивается свобода творческой личности.

1. передается не только знание, но и право познавать самому, не только методы познания, но и право самому размышлять.

2. диалогичность - или диалектичность

3. ксенофилия, способность усваивать чужое - античные, арабские достижения, Маймонида, византийцев. Обратного процесса не происходит (арабский мир не усваивает западные тексты или даже отторгает их, как исихасты). Понятие вестернизации - показатель враждебности к абсорбции.

4. точки координат выражаются в личностях-символах: Платон и Аристотель, Авероэс и Аквинат, Лютер, Маркс, Гегель и до бесконечности. Не сама идея, а ее личный носитель. Верность учителю есть верность и самостоятельному творчеству, которое может быть и похронами идей учителя.

5. Система обучения поколенчески четка, с разграничем школ и преемственности (ср. провалы и разрывы в развитии богословия 7-10 веков, особенно на Востоке; изолированность русского ренессанса).

6. Система обучения автономизируется, хотя никогда не до конца. Предел - игра в бисер. Начало - не епископские школы, а независимость оных от епископата - решающая роль возможности апелляции к папстве. Наличие параллельного авторитетного пространства - Церкви - после секуляризации воспроизводится в гражданском обществе. Ничтожность, эфемерность - с военной, политической, экономической, социальной - точки зрения этой автономии, ее уникальность, и, в сущности, укорененность в вере в параллельный мир Царства Небесного.

НАЧАЛО УТОПИЙ, ПРОЕКТОВ, ПОПЫТОК ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Утопизм, вера в прогресс - поздние названия того мощного движения, которое обнаруживается в истории Западной Европы в XI веке. Словно на карту поглядели через лупу, так что всё увеличилось, хотя и по-разному. Сперва бросается в глаза оживление церковной жизни, появление папистской утопии Гильденбрандта и имперской утопии Оттона. Совсем незаметно (в XI веке) начало научного проекта, хотя этот век начинается Сильвестром III и заканчивается зарождением университетов и схоластики.

Почти незаметно появление национального сознания, а между тем на место самоопределений племенных, часто очень неустойчивых и размытых, приходит постепенно идея "народа". На первый взгляд, возрождается то же сознание, которое было в древнем Риме, но речь идёт о другом понятии национального, которое сегодня стало стандартным и поэтому с трудом воспринимается его своеобычность. Она хорошо обнаруживается в сравнении с традиционным "этническим сознанием", каковым было долгое время сознание русских: "Русь" (когда этот термин перестаёт обозначать дружину викингов) - не этническое единство, не единство языка, а единство веры. "Русь" - это "Новый Израиль", это "христианство" (не идеология, не религия, а все, исповедующие Христа). В начале XXI века это повторилось как фарс в декларациях иерархов Московского патриархата о том, что всякий человек с русскими корнями - православный, заявлениях, которым не верили не только слушающие и читающие, но и говорившие.

Национальный проект противостоит имперскому проекту, и оба оказываются утопиями, недостижимыми в силу того, что само понятие "нации" (как и "империи") сугубо иррационально и античеловечно. Они и финишировали одновременно в середине ХХ столетия, не пройдя безрезультатно. Только результат оказался неожиданный: империя обернулась Евросоюзом, ООН, глобализацией, национальное обернулось поликультурностью.

Расцвет Европы с XI века вызван прежде всего ростом грамотности. Понятна связь образованности с демографическим ростом (лучшие условия жизни прежде всего уменьшают смертность), с развитием городов, торговли и т.п. Не так понятна связь образованности с ростом утопического (планового, проектного) сознания и с появлением утопий церковных и светских, прежде всего ведущих к образованию жёстких централизованных структур. Однако, связь тут всё же есть. Грамотность, образованность делает человека центром сложной иерархической структуры, которая вся оказывается в его распоряжении, покорно лежит перед ним как книга, ожидающая, что её прочитают, как белая бумага, ожидающая, что её испишут. Образованный человек оказывается повелителем мира - то есть, на самом деле, он повелевает знаками, но знаки влияют на мир так, как никакая магия неспособна. Отсюда и появление уверенности в том, что мир может быть переделан в лучшую сторону, сконструирован заново, причёмм конструирование это должно быть осуществлено через централизацию. Конечно, это лишь первая стадия образованности, но она заняла целое тысячелетие. Так школьник, научившийся читать, воображает себя центром вселенной. Лишь постепенно осваивает человек следующую особенность грамотности: она не ему исключительно принадлежит, она не является средством, которое даётся ему для управления миром через посредство других людей. Грамотность есть средство общения с другими людьми, а уж управление миром есть возможное, хотя не обязательное следствие из этого общения, и интересами этого общения ограничено.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова