История с Туринской плащаницей

Что такое «туринское мышление»

Туринское мышление есть эмоция, использующая язык с его логическими механизмами.

В ходе полемики в случае с ТП проявилось два банальнейших штампа туринского мышления. Один — избирательный гиперкритицизм. Способность сомневаться нельзя истребить, но её можно направить в ложное русло, и фанатизм направляет эту способность против науки. «Нет, а вы докажите, что дважды два четыре! Есть ведь разные системы счёта!! А сколько математических ошибок совершали учёные?!!!!»

Докажите, что анализ на С14 был проведен корректно! А вот очередной фанатик-католик, по совместительству учёный, хотя вовсе не специалист по С14 (Франки, 2013 год), утверждает, что образцы были загрязнены, а у него — чистейший образец!

Утверждать-то фанатик утверждает, что спросим себя: а есть доказательства — доказательства, а не гипотетические рассуждения — того, что образцы были загрязнены? Есть доказательства того, что образец Франки был чистый? Пока есть одно — честное слово Франки против заявлений епископа, ответственного за хранение ТП, о том, что у Франки не может быть ни кусочка ТП. Что до процедуры выбора образцов для анализа на С14 — а те, кто брал, отлично понимали, что надо выбрать ткань не с заплатки, а основного полотна, и очистить её от загрязнений — то эта процедура, в отличие от «исследований» Франки, были публичной, с огромным количеством свидетелей.

Этот же штамп побуждает после всех обсуждений провозглашать «А всё-таки...» Ну да, «есть многое в этом мире, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Ну а вдруг! Не всё ведь понятно? А почему решили изготовить подделку, а как именно её изготовили... Да, многое неизвестное. Но сама поддельность точно известна. Сила же гиперкритицизма должна быть обращена на веру в подлинность ТП. Но нет — там царит благодушное доверие. О, специалист по биологии предположил, что изображение появилось в результате воздействия плазменной вспышки! А, специалист передумал — теперь он говорит о воздействии электрического поля, но это мелочи. А что никто и никогда не видел примеров таких воздействий, что всё это предположения, что вообще никто не доказал, что при воскресении есть какие-то излучения частиц — и доказать не сможет — это неважно. Гиперкритицизм взорвался, расплескался на окружающих и — уснул в тот самый момент, когда надо было бы себя сполоснуть.

Второй штамп туринского мышления — иерархичность. Как может священник сомневаться в подлинности ТП! Он же священник! О мирянах и говорить не чего...

Священник не может, а должен сомневаться более, нежели миряне. В этом его избранничество, в этом его служение. в этом тяжесть и удовольствие его работы. Этим священник похож на учёного. Он же священник, а не жрец! «Жрец Христа» такая же невозможная гадость как «жрец науки». Вера, как и наука, начинаются в одной точке — где человек входит в печь огненную, где вспыхивают и мгновенно сгорает всё, не имеющее отношение к чистому мышлению. Сгорают должности, имена, фамилии, обязательства перед окружающими. Только мысль.

В сущности, ТП связана с одной-единственной тайной. Это тайна лжи. Почему люди лгут? Мы же не созданы для этого, и наша природа этому изрядно сопротивляется. Точного и всеобъемлющего ответа дать невозможно, но один простой ответ есть: люди лгут, потому что не считают ложь ложью — во всяком случае, не считают ложь тем сатанинским явлением, которым ложь является. Люди думают, что они фантазируют (комплекс Мюнхгаузена), люди думают, что они помогают окружающим (ложь во спасение), люди думают, что они шутят. Иногда люди просто бредят. От того же XIV столетия осталась рукопись с изображениями совершенно фантастических растений и подробными аннотациями к этим изображениям — но аннотации написаны фантастическими буквами и дешифровке не поддаются. Это называется мистификация. Мистификация в чистом виде вообще не ложь, как и юмор, это, скорее, разновидность искусства. Впрочем, ТП — не мистификация, а простая подделка, не очень совершенная, с корыстной целью, строго в рамках психологии своего времени.