Оглавление

Пост потребителя

Пост — средство борьбы с потребительским обществом? Нет. Пост это разновидность молитвы. Еда может быть средством общения, и пост — яркий пример. Вообще вера не для того, чтобы с чем-то бороться, чему-то противостоять. Отсюда фальшь разговоров о традиционных ценностях, о «христианской цивилизации» и т.п. Кстати, мусульмане постятся, причем именно так, как первоначально постились и христиане.

К тому же: что такого ужасного в потребительском обществе? Голодающее, сидящее на хлебных карточках общество разве лучше? Или феодальное? К тому же современное общество не такое уж потребительское. Оно материалистично, но оно не количественно материалистично.

Именно буржуа выработали нормы, поощряющие умение держать себя в руках, направленные против обжорства, хвастовства богатством и т.п. Буржуа заботятся о здоровье, физическом и психическом. Если буржуа шопоголик, он считает это болезнью и с этим борется.

Обличители «консумеризма», потребительство посмотрели бы на себя в зеркало. Обличение — это ведь тоже психическое расстройство, очень похожее на потребление. Обличитель чужие грехов словно покупатель на базаре, придирчивый покупатель, который всё рассматривает и ругает.

Религиозность сама по себе может быть формой консумеризма. Просто утонченная форма. Господь Иисус обличал ханжей, которые ходят в особых одеждах. Одежды эти ведь не с неба свалились. Четки и крестики, платочки и платья, особого кроя рубашки… Вместо курорта отправляются в паломничество, но разницы-то нет, и не случайно св. Иоанн Златоуст обличал людей, тратящих деньги на паломничество в Святую Землю вместо помощи беднякам.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.