«Яков

Оглавление

Точка входа — точка ввода

«Иисус отвечал ему:

— Я говорил явно миру;
Я всегда учил в синагоге и в храме,
Где всегда иудеи сходятся,
И тайно не говорил ничего»
(Ио 18:20).

Раймонд Браун «не без колебаний» разбил эту фразу на поэтические строки, заметив, что Бультман на это не решился.

Сомнения Брауна вызваны не тем, что странно на допросе говорить стихами. Это не допрос, это описание допроса. Евангелие имеет такое же отношение к реальности как опера «Князь Игорь» к «Слову о полку Игореве». Заметим, именно к «Слову о полке Игореве», а не к самой военной эскападе Игоря Новгород-Северского. Между допросом Иисуса и евангелиями стоят чьи-то тексты. Марк и Матфей, Лука и Иоанн не толпились у первосвященника, записывая всё подряд. Это обесценивает евангелия? Это возвращает цену человечности. Человек всё воспринимает через призму слов. Человеку не больно, человеку мгновенно облекает физическое чувство боли в слова «мне больно» или «ему больно». Рождается слово, текст, и живёт слово. Тут и начинается свобода — не путать с произволом — быть верным реальности, найти точное слово или «мазать». Иоанн не мажет и не размазывает.

Всё это Браун знает отлично. Его сомнения связаны со словами «где всегда иудеи сходились», они ему кажутся «слишком прозаическими». Он считает параллельными (а это единственный способ быть поэтичным в то время) только первые две строки. Но если приглядеться, то параллельными являются первая и четвёртая строки, «Я говорил явно/Тайно не говорил». Параллельны, повторяют один и тот же образ и обороты «в синагоге и в храме»/«где иудеи сходятся».

Браун осторожно предполагает, что Иоанн тут рассчитывает на то, что читатель вспомнит сказанное о Премудрости, которая тоже говорит публично: «Она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери» (Притч 3.3). Возможно, хотя различие принципиально: в ворота и двери каждый проходит в одиночку, и нельзя войти в город или дом, минуя ворота или дверь, а синагогу и храм запросто можно не ходить, и большинство людей ни тогда не ходили, ни сейчас. Отец обращается к человеку, когда тот один, в узком месте, застигает врасплох. Сын обращается к человеку, когда тот сам пришёл к Отцу в поисках — в поисках чего? Да, в поисках чего-то. А находит Кого-то.

См.: Браун - Проповедь - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем