«Яков

Оглавление

Бог-Пигмалион

Император Август однажды едко пошутил, сказав, что лучше быть у Ирода свиньёй, чем сыном. Ирод приказал убить троих своих сыновей.

Правда, эта острота есть лишь у Макробия, писателя V столетия, причём Макробий приводит эту шутку в странном контексте:

«Когда он [Цезарь Август] услышал, что Ирод, царь Иудеи, велел перебить в Сирии мальчиков в возрасте до двух лет, и между убитыми оказались его сыновья, он сказал: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

Звучит несколько странно. Спустя полтысячелетия не мог ли Макробий, писатель не христианский, так причудливо соединить евангельский рассказ с подлинной шуткой Августа, сказанной по совершенно другому поводу?Аристобул и Александр были казнены в 7 году до р.Х., обоим было сильно за двадцать, оба были женатыми мужчинами.

Перефразируя императора: лучше быть в Царстве Небесном вещью, колонной, объектом, чем быть любимым ребёнком какого угодно земного государства.

Сейчас популярно противопоставление «иметь или быть». Не надо быть собственником. Между прочим, это ложное противопоставление, и автор его был малость марксистом. Бог — собственник, ну и что? Почему обязательно выбирать — иметь персональный компьютер или быть компьютерщиком? Одно другому не мешает и даже очень помогает.

Бог — и имеет, и бытийствует. Мы — Его имущество, Его собственность. Об этом «благослови достояние Твое» и многие другие обороты в молитвах. «раб Божий» ровно о том же, ведь раб — это неодушевленный предмет.

Когда мы говорим, что Бог создал человека из глины, это о чём? Да о том же: лучше быть горшком у Бога, чем вершиной эволюции у природы. Так ведь опять же одно другому не мешает, а очень даже помогает.

Лучше быть умирающим у Бога, чем убивающим героем человечества. Возьми крест и иди от Александра Македонского к Господу Иисусу Христу.

Мы неодушевленные предметы Божии, потому что мы не одушевлены душой насильника, которая была в нас до веры в Христа, мы одушевлены Духом Божиим.

Мы словно брёвна баррикады, которая защищает вечность. Эти бревна можно раскидать, сжечь, но они не будут ничего делать в ответ. Царство Божие и без нас непобедимо.

Лучше быть вещью у Бога, чем повелителем вещей среди людей. Потому что все наши вещи разрушаются. Они могут нас пережить, даже надолго, но они не могут воскреснуть. Тутанхамон воскреснет, маска Тутанхамона не воскреснет. Потому что создатель маски человек, а создатель Тутанхамона Бог.

Конечно, у Бога мы никакие не брёвна, а мы сюрпризы. В некоторых квестах закапывают предмет, участники должны его найти по подсказкам, а в жизни наоборот: Бог нас выкапывает  из нашего «я» драгоценного и расставляет в нужные места. Кому нужные? Да нам и нужные, нужные, чтобы мы были живые и все были живые. Настоящей жизнью, не той, которую мы считали жизнью до обретения веры. Мы считали, что мы живы, а вот верующие тупые, фигурки, марионетки. А вышло прямо наоборот: мы рождаемся в настоящую жизнь. Перестаём быть предметами, каковы мы «от чрева матери своей».

В одной пьесе Гольдони герой проклят колдуньей и, если скажет правду, превратится в статую самого себя. Мы благословлены Богом и, когда прикасаемся к Богу в причащении, в покаянии, в любви, из статуи самих себя превращаемся в живого себя — вот что такое «предмет Божий». И правда это та, что Бог не иллюзия, не ветерок, а настоящая реальность, подлинная жизнь, творчество и свобода для всех.

[По проповеди 9 января 2022 года]

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

Яков Кротов сфотографировал на Химкинском кладбище