«Яков

Оглавление

Нулевое евангелие. Размышления над евангелием Фомы

Тысячники

«Иисус сказал: Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно» (евангелие Фомы, 23).

Сторонники «гностичности» Фомы этой фразе чрезвычайно рады — мол, гностики отличаются элитарностью. Грант и Фридман (Gnosticism & Early Christianity, p. 189), правда, признают, что и в христианстве есть «много званых, а мало избранных», но там это «уравновешено призывом к миссии», а в Фоме нет. 

Однако, позвольте — во-первых, именно «мало избранных» не уравновешено ничуть, в тексте Евангелия эта фраза не соединена с призывом к миссии, который совершенно отдельно. Во-вторых, в евангелии Фомы тоже «уравновешено» — есть абсолютно каноничное и абсолютно миссионерское «Иисус сказал: Жатва обильна, работников же мало. Просите же господина, чтобы он послал работников на жатву». 

Тут порочный круг. Сперва надо доказать, что евангелие Фомы — сугубо гностическое, а потом читать и эту фразу как гностическую. Слова эти сами по себе ничего нехристианского не содержат. Гностиков обвиняли в элитарности, какие-то гностики, возможно, считали себя элитой, но это совершенно не означает, что элитарностью не страдает христианство.

Слухи о намеренной элитарности гностиков сильно преувеличены. Течение потому и было популярно, что соединяло элитарность как идеал с пропагандой как практикой. Таков и нынешний «нью-эйдж», в котором снобизм вёдрами можно носить. 

Что до этого конкретного стиха, то тут, прежде всего, поговорка, идиома, которая уже в Екклесиасте встречается — женофобное «мужчину одного из тысячи я нашел», а женщину нет (7, 28). Есть эта идиома и во Второзаконии: «Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» Тут ещё синодальный перевод сохранил архаичное «тьма», в оригинале — «тысячи» (в Септуагинте — «мириад»).

Идиома основана, видимо, прежде всего на созвучии «алеф» и «елеф». Алеф — буква, обозначавшая единицу, «елеф» обозначала «тысячу». В основе хорошей мысли всегда хорошая игра слов.  В общем, «не бойся, малое стадо, отбрыкаемся!» Встанем, как один! Идиома-то интернациональная, вон, навскидку — из корейско-русского протестантского гимна: 

«Как один, как один поднимайся, народ!  // Мы страну единую построим, каждый счастье в ней найдёт». 

Какая уж тут элитарность! Не один, а «как один» — ангельская разница!

Через два века после Христа Ириней Лионский возмущался выражением «один из тысячи и два из десяти тысяч» (Adv. haer. I. 24. 6). Возможно, он знал этот оборот по трактату «Пистис софия». Это сочинения, безусловно, гностическое (кстати, именно поэтому совершенно никому неинтересное, кроме законченных ценителей мутности). Но слова «один из тысячи» гностики могли взять у христиан — у ранних христиан — а не наоборот. Потому что в Евангелии Иисус несколько раз говорит о том же: ученики — малое стадо, не они избрали Иисуса учителем, а Он их избрал, спасётся малый остаток, вы как дрожжи в тесте, вас не больше, чем соли в супе, свет во тьме, узок путь. 

Что ж, Иисус и гностиком был? «Известно», что Он был киником, йогом, коммунистом, баптистом, славянином, что ж, давайте, пусть и гностиком будет.

Но, возможно, все немножко проще? Какая элитарность, какое презрение к народным массам? Прямо наоборот — дай Бог унести ноги от этих народных масс, как Иисус чудом унёс ноги от односельчан. Он к ним — шёл, они к Нему — приближались с угрожающими намерениями. Маленькая разница!

Между прочим, выражение не такое простое. Логично было бы, сказав «один из тысячи», продолжить «десять из десяти тысяч». А тут в сумме получается трое — и вспоминается «где двое или трое во имя Мое, там и Я среди них». В конце концов, концовка фразы — это совершенно не элитарная мысль: «как одно». Важно не то, что верующих мало, а то, что верующие едины в Том, в Кого веруют. Если двое верующих, они будут как десять тысяч. Или, говоря языком того времени, как два легиона. Так что выбор не между «стоять заодно против угрожающего глупого большинства» и «быть толпой, массой», а между миром и единством в Боге и сектантской воинственностью. Если человек брызжет агрессией, то ему и в одиночестве имя — легион, армия, спецназ. 

Далее

Ср.: Лк 12, 32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

Ср.: Ио., 15, 16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

См.: Избранничество. -  История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем