Книга Якова Кротова.

От мести к самопожертвованию

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб» (Мф 5:38).

У Нагорной проповеди «гора» — Голгофа. Начинается Голгофа доброты тут, с запрета мести. Словно удар по тормозам.

«Зуб за зуб» странная формулировка. Кажется, что ты получаешь зуб вместо выбитого. Но ни один стоматолог не сможет поставить тебе зуб, который ты выбьешь из челюсти напавшего на тебя. На верёвочку разве что повесить. Тем более, глаз. Или сгоревший дом.

Древняя заповедь — до денег. Но получить деньги, оштрафовать, это всего лишь усовершенствованная месть.

Позвольте, но как же без компенсаций, штрафов и прочих маленьких бонусов?

Это что: следует подъём на глупость в квадрате: не только бери с того, кто тебе должен, но и давай тому, кому ты не должен. Давай даже тому, кому ты должен не давать!

После тормоза — полный назад. Учись ездить наоборот!

Человек ищет камень, чтобы выбить тебе зуб? Дай ему камень!

«Просящему у тебя дай».

Для надёжности эта заповедь предваряется фразой про врагов и за нею идёт фраза про врагов. Врагу просящему дай! Хотящему повесить тебя, дай верёвку, мыло и табуретку.

Потому что — барабанная дробь, ещё на ступеньку выше — на эшафот, Голгофу, на небо — Бог велит Солнцу согревать и освещать и палачей, и жертв.

Бог — сволочь? Бог — совершенство! И вы будьте такими же.

После этого «прощайте всех» это прямо-таки как глоток воды в пустыне. «Простить» означает «проститься». Так и быть, я тебя прощаю, только исчезни. Чао! Надеюсь, больше никогда не встретимся. Не попадайся у меня на дороге, прощёный ты мой!

Этим обычно все конфликты и заканчиваются. В лучшем случае, а в худшем прощают на похоронах: покойся в мире, я тебя из могилы не выковыряю, так и быть.

Совершенство Бога на похоронах оборачивается воскресением.

Не просто не взыскивать, а выплачивать, доплачивать. Не просто не казнить, а воскрешать.

Образ Божий — это круто! Это не стоическое самообуздание. Это разнузданное помогание мерзавцам, финансирование нечестивцев, индельгенция всем и вся. Кроме себя.

Подобие Божие — это бесподобно! Это водомёт и атомная электростанция на колёсах. Это всюду, где можно и, главное, где нельзя, подоспеть с ресурсом. Помочь в добре и в зле. А как же сорняки? А сорняки завянут сами! Ну, правда, мы сдохнем раньше — и не только мы.

Бог — Творец. Привычная формула, пока не вдумаешься. Творец не просто «отсекает лишнее». Творец создаёт лишнее! Статуи Микеланджело — лишние в мире сем. Человек — лишнее в обезьяне. Любовь — лишнее в быту и личной жизни. Страшно мешающее.

И всё-таки: ура. Пусть будет творчество. С ним трудно, без него скучно. С ним одни вопросы, без него и ответы не нужны. Напор, нарастание, гуд, жар Духа. То ли печь Освенцима, то ли печь с хлебом, а скорее всего то и другое разом. Но на зло можно отвечать только так: на убыль — ростом, на ненависть — любовью, на смерть — воскресением.

См.: Месть - Милосердие - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем